Дни Республики Саха, посвящённые 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, о которых мы уже писали, были замыслены с размахом. В столице высадился преизрядный десант северян, представляющих все без исключения музы и подразделения изящного. Полная программа дней включала в себя три с половиной десятка мероприятий, и на протяжении целой недели Москва имела редкую возможность погрузиться в уникальную культурную вселенную, в мир Олонхо, продефилировать по аллее мощных и кряжистых, диковинных и экзотических растений, счастливо произрастающих на территории вечной мерзлоты.
Можно сказать, что у всей акции в целом был достаточно ярко выраженный книжно-литературный акцент: неслучайно, наверное, всё началось с открытия книжной выставки «Новых идей торжество – древних костров продолжение...», развёрнутой в помещении РГБ, и прошедшей там же презентации книг произведений якутских и русских писателей, изданных в республике в Год русского языка. Ещё одна немаловажная презентация прошла в тот же день в атриуме Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и была посвящена эпосу Олонхо, как известно, два года назад провозглашённому ЮНЕСКО шедевром мирового наследия человечества. Она предшествовала показу оперы Государственного театра оперы и балета республики «Нюргун Боотур», созданной композиторами М. Жирковым и Г. Литинским по мотивам олонхо Платона Ойунского.
Всего же, как не забывал подчёркивать в ходе своих приветственных речей министр культуры и духовного развития Якутии Андрей Борисов, из Якутска в Москву привезли семь премьер. Особенное внимание привлекли постановки академического театра Саха им. П. Ойунского – коллектива прославленного, известного своим выдающимся художественным потенциалом далеко за пределами не только родного края, но и России. Ойунцы предстали перед зрителями театральной Мекки далеко не в первый раз и снова сумели удивить взыскательную столичную публику. Спектакль «По велению Чингисхана», который осуществил сам господин министр (продолжающий по совместительству свою талантливую деятельность в качестве художественного руководителя театра), сумел продемонстрировать абсолютную жизненность и убедительность такого, казалось бы, «неактуального» сценического направления, как «большой стиль». Многофигурная, объемлющая собой массивные исторические пласты фреска, смело балансирующая на стыке собственно драмы и музыкально-пластического действа (что вообще-то является одним из ярких отличительных знаков якутского театра), на тонкой грани между архаикой и едва ли не постмодерном, по-настоящему ошарашивала. Ничего подобного на московских подмостках сегодня нет – подобное заявление в данном случае нисколько не будет преувеличением.
Довольно любопытной и во многом неожиданной выдалась новаторская версия «Трёх сестёр», поставленная Сергеем Потаповым,
32-летним главным режиссёром Саха-театра и лауреатом «Золотой маски». Здесь присутствовал некий перебор по части формальных приёмов, то и дело прорывался на сцену юношеский максимализм, но зато было и дыхание настоящего, в лучших традициях, актёрского ансамбля, где роль первых скрипок должна быть по справедливости отдана премьеру труппы Иннокентию Дакаярову, сыгравшему Вершинина (а до того – Чингисхана), и юной студентке Арктического государственного института культуры и искусства Наташе Корякиной, чрезвычайно трепетно и чисто исполнившей роль Ирины.
Вечер якутского балета. Выступление ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии». «Бриллиантовое шоу» – феерическое во всех смыслах представление по мотивам северных обрядов, легенд и сказок, покорившее арену Никулинского цирка. Несколько художественных выставок. Наконец, даже «мировая премьера»: первым исполнением двух опер Владимира Кобекина – «Александр Македонский» и «Кудангса Великий» – Дни Якутии торжественно завершились. К сожалению, в короткой заметке обо всём сколь-нибудь подробно не расскажешь. А ещё жаль, что следующего подобного «культурного десанта» следует ждать, видимо, не ранее чем через четверть века.