Валдис Пельш снял фильм о военном братстве английских и советских лётчиков
В ХХ веке старожилы Русского Севера дважды видели англичан. И если о британской интервенции 20-х гг. осталась недобрая память, то в 41-м в них видели соратников по оружию и верных друзей. Такая история – в чёрно-белую полоску.
В сентябре 1941 г. по ленд-лизу с первым конвоем, названным «Дервиш» (т.е. «странник»), британские асы 151-го авиаполка Королевских воздушных сил доставили в Архангельск партию истребителей «Харрикейн». Этот редкий для истории обеих стран факт обнародовал бывший ведущий программы «Угадай мелодию» Валдис Пельш. Его документальный фильм «Полярное братство» недавно транслировал Первый канал. Пельш, превратившийся из шутника-затейника в блистающих одеждах во вдумчивого исследователя и проникновенного рассказчика в лётной кожаной куртке, очень порадовал. Он ввёл в видеолетопись Великой Отечественной войны записи воспоминаний самих героев-лётчиков британского 151-го авиаполка.
Пожилые ветераны с теплотой рассказывали о своих русских братьях по оружию, которые «дали нам колоссально много и относились к нам потрясающе». Ведь они, дети чаще всего рабочих и крестьян, обучились летать на чужестранной матчасти за рекордно короткое время, кто за день, кто за считаные часы. Причём легендарный Борис Сафонов, тогда комэск 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного морфлота, сев в кабину, через переводчика за 15 минут расспросил про каждый прибор и взлетел в небо. Сделал три круга и приземлился, попав тут же в руки инструкторов, с восторгом начавших его качать с криками «Ол райт, Сафон!». Пельш отмечает, что новейшие самолёты люфтваффе – «мессершмитты», «фоке-вульфы», «юнкерсы» – сафоновцы скидывали с неба на своих устаревших и морально, и по возрасту, и по неказистому виду (в заплатках от пуль) «ишачках», И-16. Однако маневренных и юрких в хороших руках! Золотую Звезду Героя Советского Союза давали в те первые годы войны за сбитый десяток врагов, и Сафонов уже был к ней представлен в том сентябре.
Валдис Пельш рассказал о том, что значила для воюющего СССР эта партия английских крылатых машин. После первого наступления на Мурманск, отбитого пограничниками и силами Северного флота, немцы в сентябре 1941 г. предприняли вторую попытку взять город. Согласно плану «Барбаросса», уже к осени должны были они выйти на линию Архангельск–Астрахань, отрезав весь север и восток СССР от центра страны. А значит – от планируемых морских конвоев из Англии и США в Мурманск и Архангельск. Но за всю войну фашистам так и не удастся на Кольском полуострове продвинуться на восток! А морские конвои будут везти и везти в героически сражающуюся страну тушёнку и солдатские ботинки, кожаные куртки и бинокли, станки и «студебеккеры», танки и самолёты…
Примечательно, как в годы войны учили молодёжь Великобритании гордости за своих героев – широко оповестили через прессу, что король и правительство награждает не только своих пилотов, участвовавших в боях с фашистами в небе Заполярья, но и русских, летавших на английских «харрикейнах». Борису Сафонову первому вручили британский орден – крест «За лётные боевые заслуги». Затем Ивану Туманову, Алексею Кухаренко, Александру Коваленко. Сколько героев-лётчиков – украинцев! Ими бы гордиться самостийной Украине…
Советское правительство в ответ на награждение наших героев передало ордена Ленина отважным лётчикам-британцам, менее чем за месяц лишивших люфтваффе 15 боевых машин.
В связи с наступлением полярной ночи авиаторам королевских ВВС было приказано возвращаться. 24 ноября 1941 г. на кораблях отбывали последние. Очень трогательно смотрелись последние кадры фильма: Валдис Пельш, стоя на берегу, рассказывает, как уходили в тот день на запад британские корабли. И как появились из-за сопок двенадцать «харрикейнов», и как кружили над палубой, а там стояли, запрокинув головы, британские лётчики, махали руками и кричали по-русски «До свидания!».
На «харрикейне», а затем на «киттихоке» только Сафонов сбросит с неба до лета 1942-го ещё 19 врагов лично и 3 – в группе, став первым за войну дважды Героем Советского Союза. Герой погибнет 30 мая 1942 г., охраняя очередной конвой.