Пушки снова появились на Кузнецком Мосту
В выставочном зале культурного фонда «Екатерина», названного так по имени одной из его основательниц – Екатерины Семенихиной, входящей на пару со своим мужем Владимиром в число наиболее активных и успешных собирателей современного искусства, проходит чрезвычайно любопытная (вот, пожалуй, наиболее точное и правильное её определение) выставка. Нужно сказать, что «Екатерина» вообще не только коллекционирует, но и показывает: за пять лет фонд провёл или же содействовал организации двух десятков самых разных, но неизменно интригующих уже на уровне названия экспозиций – от «Бубнового валета» до «Кунсткамер Габсбургов» и «Западноевропейских шпалер», от «Поэзии воды в русском искусстве IX–XX веков» (sic!), вывезенной во французский Эвиан, до галереи фотопортретов выдающегося режиссёра современности Боба Уилсона, привезённой в конце прошлого года в Москву, в собственное уютное выставочное пространство, расположенное на Кузнецком Мосту.
Применительно к той выставке, что развёрнута на Кузнецком, сейчас уместно говорить вовсе не о культурном коде «вечных французов», их мод и муз, а напротив, вспомнить об исторической топонимике и о Пушечном дворе – мастерской по отливке пушек конца XV – начала XVI веков, вследствие возникновения которого в этих местах и стали селиться кузнецы. В рамках проекта, посвящённого 90-летию со дня создания Рабоче-Крестьянской Красной армии, здесь развернулась «Красноармейская студия» – одноимённая с открывающим выставку полотном Серафимы Рянгиной, изобразившей моменты занятий в армейской изостудии конца 20-х. Организаторы, в качестве которых выступили также издательская программа «Интерроса» и Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, не смогли, а может быть, устояли от искушения поддаться наблюдающейся сегодня тяге к своего рода выставочному «глобализму» – благо армейская тема в отечественном изобразительном искусстве давала к тому все основания. В экспозиции «всего лишь» 55 живописных произведений и 26 плакатов, но почти все они либо вещи первого ряда, или более того, программные (достаточно упомянуть «Тачанку» Митрофана Грекова, «Оборону Петрограда» Александра Дейнеки, «Парад на Красной площади...» Константина Юона), либо же извлечённые из запасников, где они хранились долгие десятилетия. Полотна полузабытых, чтобы не сказать больше художников первых десятилетий Советской власти, вызывающие сегодня большой интерес. Избранными темами и сюжетами, подходом и творческой манерой и главное – совершенно особой эстетикой батальной живописи, унаследованной от мастеров жанра XIX столетия, конечно же, многократно видоизменявшейся под влиянием времени, политической обстановки и «смен вех» в области государственной культурной политики, но сохранившей важное в своей основе несколько преувеличенно восторженное, сродни детскому, мальчишескому взгляду ощущение «человека с ружьём», которого совершенно не хочется бояться.
Выставка работает до 1 апреля