Творческая лаборатория Заслуженного художника России Александра Рожникова – Подмосковье, в самом широком и прекрасном смысле этого слова. Вот уже более двух десятилетий он трудится на родной Люберецкой земле, где находится его мастерская и обитает верная неустанная муза. Он автор герба Люберецкого района, памятника воинам-интернационалистам, а также многих других работ по благоустройству и художественному оформлению города. Но география творчества расширяется с каждым годом: это и скульптурный комплекс на аллее Славы в Видном, и памятник П.И. Чайковскому в Клину. А в мае нынешнего года, в Дни славянской письменности и культуры, в Коломне открылся памятник святым равноапостольным первоучителям Кириллу и Мефодию. Счастлив тот скульптор, чья работа получает благословение и открывается столь ярко, столь торжественно. Недавно Александр Рожников был награждён золотой медалью ВВЦ, почётным знаком губернатора Московской области «Благодарю» и почётной грамотой Владыки Ювеналия.
Всю свою творческую деятельность художник, к удивлению многих, умело совмещает с работой в министерстве культуры Московской области, являясь заместителем заведующего отделом по работе с профессиональными творческими организациями.
А если вернуться к истокам? Представьте себе небольшой дом на четыре семьи в подмосковном посёлке. У Рожниковых одна комната, кухня, на зиму заготовлены дрова и уголь (спасибо родному силикатному заводу, что позаботился о многодетной семье). На дворе весна, оттепель. Начало шестидесятых. Ветка старой сирени бьёт в синее окно. Прозрачная пелена влажного апрельского дня. Во дворе большое хозяйство и большие заботы – корова, куры, кролики. Сад, где готовятся к весеннему цветенью яблони и груши. Там хлопочет отец, в своё время – первый парень на деревне, гармонист, да и мать – певунья и красавица. Здесь, в посёлке с ярким названием Красково, и родился будущий скульптор.
«Вспоминаю своё детство как неизбывную радость. Меня любили все. Я был шестым ребёнком в семье, самым младшим. Помню, как отправился на ёлку в костюме Буратино, придуманном и сшитом для меня сестрицей. А ведь непросто тогда было с такими «излишествами», как новогодний костюм. Не пойдёшь в магазин и не купишь… Средний брат, водитель-инструктор в училище Верховного Совета, научил меня водить машину, знаменитый ЗИЛ 130, когда мне было всего четырнадцать лет», – так рассказывает о своём детстве Александр Александрович.
– И не было в вашей семье никаких художников?
– Нет, но семья была, несомненно, творческой. К любому делу подходили «с огоньком», никогда не боялись самовыразиться.
Это стремление к творческому самовыражению, конечно, передалось и Саше. В начальных классах он занимается музыкой, становится солистом хора при заводском клубе. Для выступлений машину с юными артистами загоняли прямо в цех, где в первом ряду на лавочке сидел с беломориной в зубах счастливый отец.
Чем только мальчик ни увлекался! Даже занимался хореографией… Но рисовал всегда. А однажды решил в подмосковном лесу поселить… оленей. Его конкурсную работу, рисунок на тему: «Каких животных вы бы хотели увидеть в Подмосковье?», поместили в газете «Неделя». Это был первый успех. Семиклассником он познал настоящую славу как скульптор, сотворив в собственном дворе снежное изваяние – огромного двухметрового льва. Его залили водой, и так он простоял до весны.
Неугомонный юноша в 14 лет занялся классической борьбой, учился у известного борца, двукратного чемпиона мира Н.М. Шмакова. «Отношу себя к люберам первого поколения. Мы были спортсменами, а не бандитами, как некоторые пытаются представить теперь». Отметим, что одна из новых работ Рожникова – проект скульптурной композиции «Люберы», которая может быть размещена на территории городского Дворца спорта. Фигуры выполнены в натуральную величину – парень-спортсмен проводит воспитательную работу с мальчиком из рабочей среды, на котором – майка на два размера больше, клетчатые штаны, кепка. Ногу парнишка поставил на огромную гирю. Видимо, собирается стать сильным и смелым, таким же, как старший товарищ.
Вообще, для скульптора Рожникова всегда важно, где будет размещена скульптура, для кого он работает. Например, только что он закончил работу для гимназии ‹ 1 г. Котельники – бюст героя Советского Союза генерал-майора Чурилова, танкиста, участника битвы на Курской дуге. «Смотрите, – объясняет художник, – вот этот локон на фотографии говорит о том, что генерал очень внимательно относился к своей внешности, наверное, пользовался успехом у женщин. И он, этот самый локон, как раз очень важен для скульптора… Сами подумайте, как лучше изобразить героя – немощным стариком или молодым генералом? Какой образ скорее станет примером для нынешних мальчишек? К тому же, предельно точно надо передать советскую форму, которая уже стала историей, все эти погоны, знаки отличия…» Такой психологический подход, несомненно, делает произведения скульптора современными и понятными подрастающему поколению.
Но вернёмся к биографии мастера. Вызывает удивление тот факт, что скульптор Рожников 12 лет своей жизни отдал профессиональному вокалу. Люберецкие группы «Арсенал» и «Десерт», солистом которых он являлся в 70-х, были весьма популярны. И до сего дня Александр Александрович идёт «с песней по жизни». Постоянный и любимейший «обитатель» его мастерской – гитара, и даже мне посчастливилось услышать в его исполнении знаменитую казачью песню «Ходят кони».
Думаю, что эта искренняя любовь к звучащему слову и знание музыкальных основ и помогли ему создать такие неординарные и запоминающиеся образы, как памятник Чайковскому в Клину и творческая работа, посвящённая композитору, которая находится у автора в мастерской. Эта работа действительно поражает: великолепный, словно окутанный туманом вдохновения, образ Чайковского дан очень точно. В первую минуту и не замечаешь, что голова гения словно бы парит в воздухе и его прекрасная «музыкальная» рука лишь касается подбородка. Всё остальное пространство, где, казалось бы, должен быть сам бронзовый бюст (как плоть, как заменяющий живую плоть материал) занимает воздух. Голова абсолютно невесома! И вдруг понимаешь – нет, здесь не только воздух. Здесь живёт музыка, та самая, что звучала в душе самого Чайковского. Хочется подойти и «пролистать» пространство, где живёт эта душа.
«Идея этой работы возникла у меня после создания памятника, что установлен в Клину. Было чувство какой-то недосказанности, хотелось приблизиться к вечной теме «музыка и душа», – поясняет скульптор. А на мой вопрос о «невесомости» отвечает: «Действительно, 80 кг – вес немалый. Как всё это может «парить»? Есть такой научный термин – архитектоника. Когда создаётся нечто из нескольких объёмов, можно выстроить работу так, что будет полное ощущение устойчивости…» Но меня уже мало волновали формальные и практические объяснения – мастер, несомненно, добился звучания музыки в своём скульптурном произведении, зазвучал тот самый бронзовый аккорд, который никакими внешними способами и знаниями не добудешь.
Ещё во время службы в армии Александр окончательно утвердился в мысли стать художником. Он устроился на работу в художественно-оформительский комбинат Мосгоррекламы, сначала грузчиком, а вскоре учеником шрифтовика. В 82-м году его взяли в бригаду по оформлению Красной площади. Это был уже определённый «творческий рост». Параллельно Александр готовился к поступлению в Строгановку, посещая занятия Антонины Васильевны Кузнецовой в скульптурной студии в Люберцах и занимаясь рисунком на подготовительных курсах. В 83-м году он прошёл отбор и попал в пятёрку счастливчиков, поступив в вуз. «Строгановка хороша тем, что там учат думать», – утверждает художник. Думать его учили и народный художник СССР Н.Б. Никогосян, и народные художники России А.Н. Бурганов и Ю.П. Поммер. «Я понял, какой аванс я получил от жизни…», – это понимание, быть может, не раз помогало Рожникову преодолевать трудности на своём творческом пути.
Став профессиональным скульптором, он ведёт активную творческую деятельность, выполняет государственные заказы на создание художественных произведений. Уже в качестве диплома в институте он выполнил заказ военно-инженерной академии – бюст В.В. Куйбышева. Александр Александрович рассказал мне: внимательно изучая судьбу известного большевика, он с удивлением узнал, что тот жил на даче в его родном посёлке Красково, куда приглашал Есенина, Маяковского, чтобы учить их, «как писать стихи».
В середине 90-х А. Рожников работает в охранном объединении, сначала начальником пресс-службы, а затем главным редактором газеты «Правопорядок». Становится членом Союза журналистов, помощником депутата Госдумы, оканчивает курсы Академии Государственной службы при Президенте РФ. Вот уже пять лет работает в министерстве культуры Московской области. Сегодня он занимается организацией выставок, обеспечением мероприятий прессой, подготовкой поздравительных адресов и другими важными и неотложными делами. О своей работе Александр Александрович говорит с воодушевлением: «С приходом Галины Константиновны Ратниковой в качестве отраслевого министра развитие культуры Подмосковья резко улучшилось. Сегодня при поддержке области восстанавливаются дворцы культуры, памятники истории и т. п. Например, для проведения Дней славянской письменности и культуры в этом году в Коломне правительство Московской области выделило 250 млн рублей, в то время как Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ – 15 млн. Александр Соколов на пресс-конференции сказал, что Московская область является ярким примером для подражания в смысле отношения к своей истории, культуре, ведь все мы работаем на свою страну, на её имидж».
Рожникову посчастливилось стать автором главного памятника Дней славянской письменности, и он считает, что создание памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – на сегодняшний день апогей его творческой деятельности. За одно лишь прикосновение к подобной теме следует благодарить судьбу…
В создании памятника принял живейшее участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По первоначальной задумке, один из святых должен быть изображён стоящим, а другой – сидящим. Но владыка внёс поправки в композицию, обратив внимание на то, что Кирилл и Мефодий должны стоять рядом, что символизирует их равнозначность. За основу была взята икона. Но автору предстояло «увидеть» не плоскостное, а пространственное изображение и создать объёмную композицию, что потребовало творческих усилий и многих знаний. Накануне он посетил Италию – Рим, Венецию, Флоренцию. Думается, дух великих мастеров прошлого вдохновил его на создание этой удивительно пластичной работы.
В последнее время Рожников работает с молодым архитектором Михаилом Тихомировым. Всегда очень важно взаимопонимание между творческими людьми, работающими вместе. Идея скульптора дорабатывается архитектором. Продумываются привязка к месту установки, постамент, газоны и т. д. Памятник Кириллу и Мефодию расположен между храмом и школой. Было определено, что фигуры должны иметь высоту полтора человеческих роста, а общая высота композиции – семь с половиной метров. Ведь если она будет выше, то будет «спорить» с двухэтажным зданием школы. Работая над памятником Чайковскому в Клину, хорошо продумали расположение, памятник был сориентирован по солнцу, были разработаны подходы, дорожки. Александр Рожников и Михаил Тихомиров умеют слушать друг друга, а это, в свою очередь, позволяет им услышать голос музы.
Немалое место в творчестве скульптора занимает создание официальных призов и символов различных фестивалей и конкурсов. Среди них символ Пятой Российской театральной ярмарки, приз Российского конкурса эстрадно-циркового искусства им. Б. Брунова, символ театрального фестиваля «Долгопрудненская осень», военный Оскар «Человек с ружьём», символ ежегодного туристического слёта и областного фестиваля работников культуры Московской области «Журавлиные посиделки», кинофестиваля «Волоколамский рубеж», приз третьего Международного фестиваля «Джаз-Московия». Эти небольшие скульптуры выполнены с чувством искренней любви, идеи подчас остроумны и полны интересных символических находок. Взять, к примеру, образ Б. Брунова, узнаваемо переданный через изгиб скрипичного ключа и знакомые «атрибуты» – характерные шляпа, сигара.
В октябре на выставке «Москва златоглавая» в галерее «Елена» на Малой Бронной была представлена интересная серия работ А. Рожникова «Реинкарнация», посвящённая наиболее ярким представителям современного политического бомонда России. Над скульптурными композициями, прообразами которых являются наиболее яркие политики России, художник начал работать в 2001 году, и серия это не закончена, потому что история не стоит на месте.
Ждёт своего воплощения и ещё одна достаточно оригинальная и актуальная работа. В Москве, на проспекте Мира, возле здания областного ГАИ, в конце года откроется композиция, посвящённая самому безупречному постовому милиционеру, или дяде Стёпе, как его величают в народе. Высокий, симпатичный и очень-очень добрый, он, несомненно, станет любимцем ребятишек. Постовой спасает воробья, застрявшего в светофоре, и освобождённая птица не улетает, благодарно чирикает у него на руке. Если не красота спасёт мир, то доброта уж точно.
В мастерской художника меня привлекла одна композиция как очень важная грань творчества Рожникова – работа «Вера. Надежда. Любовь». Эти три слова, три понятия символически переданы через образ человеческого сердца, в котором «проросли» они – любовь (молодая женщина с младенцем), надежда (вечно ждущая мать) и вера (человек, скрепляющий сильными руками готовую разорваться сердечную плоть). Кровеносные сосуды, пронизывающие сердце, напоминают ветви и корни дерева, будто это некий каркас, утверждающий сущность жизни. По мысли автора, вера, надежда, любовь должны прорасти в каждом из нас, и пока они живут – сердце не разорвётся, и в нём всегда найдётся место настоящему искусству.