В Малом театре состоялась премьера спектакля «Сон героини»
Для Малого театра обращение к творчеству современного автора – дело редкое, а в последние десятилетия и вовсе неслыханное. «В России должен быть театр, репертуар которого состоит из классических пьес» – таково кредо Малого в наши дни. Но невозможно было не сделать исключения для Александра Галина, чьи пьесы шли на старейшей русской сцене ещё несколько десятилетий назад. Здесь до сих пор вспоминают великолепный спектакль «Ретро», в котором играли корифеи театра. А потому новое произведение Галина в Малом восприняли с радостью и доверили его постановку самому драматургу.
Автор определил жанр своей пьесы как «комедия», хотя, видимо, найдётся немало желающих с ним поспорить. Отдельные моменты в спектакле действительно очень смешны. Главный герой – старый актёр Шубин, прославившийся исполнением роли Ленина, приглашён на съёмки современного триллера. Ему предстоит сыграть эпизод: памятник вождю мирового пролетариата является героине фильма в кошмарном сне. Актёр относится к работе очень серьёзно, пытается проанализировать роль, хотя его бронзовый «герой» произносит только: «А-а-а…» Но актёр полон энтузиазма в стремлении найти смысл, значение и обоснование этой реплики. Сцены репетиций, конечно же, вызывают смех, тем более что актёры исполняют их с неподражаемым остроумием.
«Сон героини» – спектакль камерный, по сути, это спектакль-дуэт двух прекрасных актёров – Юрия Каюрова и Владимира Носика. Каждому человеку, даже поверхностно знакомому с историей искусства XX века, понятно, в чём «изюминка» спектакля: Юрий Каюров – один из лучших исполнителей роли Ленина в советском кинематографе, и потому сквозь историю актёра Шубина просматривается история актёра Каюрова, его личное отношение к величию и падению ленинского мифа. Лёгкий и остроумный Каюров играет трагедию старшего поколения без лишнего пафоса и надрыва. В некий мелодраматизм он срывается лишь тогда, когда из мрака прошлого на свет выплывает старая любовная история… К сожалению, эти ноты в некоторой степени разрушают мрачно-ироничную атмосферу спектакля.
Ещё одна прекрасная актёрская работа – исполнение Владимиром Носиком роли старого гримёра, специалиста по «ленинскому» гриму. Актёр удивительно тонко передаёт всю гамму чувств своего героя по отношению к Шубину, кумиру прошлых лет: от преклонения и восторга до затаённой обиды.
Несмотря на юмор и лирику, в спектакле присутствует оттенок некоей потусторонней, мистической жути, свойственный триллеру. Неслучайно бронзовый памятник в сценарии становится «чугунным». Тяжесть чугуна – тяжесть прошлого, которое только кажется бесполезным и безопасным, но на деле присутствует в каждой человеческой судьбе, отражается в сегодняшнем дне и ещё даст себя почувствовать в будущем. Юная героиня – ассистент режиссёра Аня (Лидия Милюзина) не знает, какое значение для её родословной имеет образ «дедушки Ленина», не имеет представления о семейных тайнах, похороненных до её рождения. Но прошлое отменить невозможно…
Одна из главных тем спектакля – участь поколения, чьи кумиры оказались повержены: растерянность людей, в одночасье оказавшихся не у дел, жёсткая деловитость молодой смены, с ледяной вежливостью отодвигающей стариков на обочину. Сочувствуя пожилым людям, Галин тем не менее не идеализирует их. Маленький человек, гримёр, оказывается более рьяным и убеждённым апологетом Ленина, чем сам Шубин. Потому что актёру, человеку, более приближённому к власть имущим, довелось узнать их цинизм и корыстолюбие. Гримёру же посчастливилось остаться наивным идеалистом. Режиссёр выстраивает спектакль на противопоставлении этих двух характеров. Но получается ещё и повествование о двух разных, непохожих эпохах, в которые довелось жить нам и нашим родителям. Времена не выбирают…