Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Брошены и забыты

01 января 2007

РИА «Новости»Эти слова приходят на ум, когда вникаешь в проблемы школьных библиотек.

Владеющий информацией, метко подметил ещё в XIX веке Отто Бисмарк, владеет миром. Сегодня информационным называют само общество, но вот парадокс: быть проводниками в океане информации стало совершенно не престижно. В потрёпанные навигационные карты всматриваются лишь совместители, энтузиасты и ветераны.

В четвёртый понедельник октября мир отмечает Международный день школьных библиотек. Это их, библиотекарей, мы высокопарно величаем штурманами в океане информации. В праздники. Несмотря на то, что в стране около 64 тысяч школьных библиотек, кадры для них никто не готовит – специализированные кафедры в вузах закрылись ещё в начале перестройки. Да и в Законе «Об образовании» о школьных кладезях знаний – ни слова.

Всё по остаточному принципу – обеспечение помещениями, фондами, оргтехникой, средствами связи, зарплатой. Ни педстажа, ни учительского отпуска (а у учителя он 56 календарных дней), ни права на пенсию по выслуге лет. Есть лишь зарплата – в 3–6 тысяч рублей – и море обязанностей: от обработки и содержания фонда до работы с родителями и проведения всевозможных праздников и слётов.

В 90-е годы обновление фондов почти повсеместно прекратилось, и во многих школах библиотеки превратились в пункты выдачи списанных учебников и обветшавших книг. В последнее время средства на приобретение книг пусть и не везде, но начали выделяться. Но поступают они не в школы, а на счета выигравших тендер фирм. Государству это позволяет экономить бюджетные средства, а фирмам получать солидную прибыль. В проигрыше остаются только школьные библиотеки, комплектующиеся зачастую просто «мусором», не имеющим отношения ни к учебной, ни к методической литературе. Конечно, полагаться на вкус только библиотекаря тоже нельзя. Тем более что он сам лишён информации. На периодику денег не выделяется совсем. В школьных библиотеках нет ни изданий для детей, ни толстых литературных журналов, ни «Литературной газеты», ни порой даже специализированных педагогических изданий. Как библиотекарю в этой ситуации готовить обзоры новинок для учителей?

Сколько бы мы ни убеждали друг друга в необходимости инноваций, ничего не произойдёт, пока мы не осознаем, что первые навыки и чтения, и работы с информацией формируются именно в школе. Школьные библиотеки здесь должны быть авангардом, но они были включены в план информатизации в последнюю очередь. Более того, одновременно с внедрением информационных технологий в ряде регионов начали переводить специалистов на 0,5 и даже на… 0,25 ставки. Но компьютер без человека, без того самого штурмана в океане информации – просто груда железа. Библиотеки с древности называют «аптеками для души». Но чтобы они могли врачевать, нужен грамотный провизор. Не бедная золушка, затерявшаяся между двумя ведомствами – образования и культуры, а сильный специалист, способный раскрыть божественный цветок в душе ребёнка, помочь ему стать не просто потребителем, а творцом.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS