В связи с этим вот на что хотелось бы обратить внимание.
Можно очень просто доказать, что слово «маразм» или, если хотите помягче, – «задвиг», вполне адекватно объясняет функционирование «евробюрократии», которую рекламная кампания так и жаждет в итоге возвысить или хотя бы облагородить. Достаточно привести несколько примеров явных задвигов.
Если кто не знает, то уже с 1995 года в единой Европе строго регулируются форма огурцов и бананов. Кривые не относятся к оным – их нельзя продавать. В 2010 году чиновники решили пойти дальше и также на законодательном уровне разграничить продажу свёклы и брюквы, которые, несмотря на ботанические различия, кое-где (какое безобразие!) продавались как один и тот же продукт. Решение решением, но в отдельных странах, где брюква традиционно считается разновидностью свёклы, этот законодательный акт был воспринят как грубое вмешательство в национальную кухню.
Но что там брюква! С 2011 года питьевая вода в Евросоюзе уже не является способом борьбы с обезвоживанием организма. Тем же маловерам и ослушникам, которые на бутылочных этикетках утверждают обратное, грозят солидные штрафы. В том же году в немилость к чиновникам попал сушёный чернослив, который многие производители рекламировали как продукт, нормализующий работу кишечника. Как бы не так! Теперь подобные утверждения – вне закона.
Едва не приняли закон, запрещающий подавать в ресторанах оливковое масло в многоразовой посуде. Тогдашний пресс-секретарь Европейской комиссии Оливье Байи успел даже радостно сообщить народам, что у них отныне больше не будет проблем с гигиеной при употреблении оливкового масла. Однако протест рестораторов был столь мощным (стоимость масла возрастала в разы!), что законопроект по-тихому отозвали. Но Байи (что было бы гораздо логичнее) – нет. Творит дальше.
Поднимем головы вверх, а потом опустим вниз, долу. Директива 2009 года, проштемпелёванная европарламентариями, запретила использовать лампочки накаливания. Цель казалась весьма благой: снизить потребление электроэнергии и сократить выбросы парниковых газов. А то, что цена «экологичной лампы» раз в пять дороже классической, никого не волновало. Газов почему-то меньше не стало. И вот тогда без привлечения внимания мало в чём разбирающейся широкой публики приняли очередной норматив, устанавливающий предельную мощность бытовых пылесосов. С 1 сентября 2014 года во всех 28 странах ЕС в продажу стали поступать только агрегаты мощностью до 1600 ватт, а с 2017-го их вдыхательная способность снизится до 900 ватт.
Даже у привыкших ко всему европарламентариев очередная «комиссарская забава» вызвала неудовольствие. «Это возмутительно, что Еврокомиссия до такой степени вмешивается в быт простых граждан, – заявил глава группы ХДС/ХСС в Европейском парламенте немец Герберт Ройль. – Запретительную активность нужно срочно притормозить. В наше кризисное время есть куда более важные проблемы».
И это так. Но призыв Ройля в Еврокомиссии пропустили мимо ушей, а в ведомстве по охране окружающей среды новые «пылесосостандарты» назвали «хорошей новостью для потребителей». Так что у веника с совочком ещё впереди большое будущее.
Между тем существует ещё более деликатная, но не менее важная экологическая проблема, которую необходимо решить на самом высоком европейском уровне. А именно: правильно ли осуществляют слив воды европейские унитазы?
Поисками нормы ещё в 2011 году был озадачен Институт передовых технологических исследований (Institut für vorausschauende technologische Studien) – одна из семи научно-исследовательских организаций Евросоюза. Её специалисты изучили вопрос детально. Они проводили «полевые исследования» с собственными замерами и рассылали опросные листы в компетентные органы государств – членов ЕС, организовали несколько встреч «всех заинтересованных сторон с представлением промежуточных результатов работы» в Севилье и Брюсселе и наконец пришли к выводу, что за расход воды отвечают конструкция бачка и привычки пользователя, а вот дизайн стульчака в этом вопросе вторичен. Итак, выяснилось, что среднеевропейский поход в туалет обходится в потерю шести литров воды, а элементарный подход к писсуару – не менее полутора. Это много, заключил совет экспертов, созванный для изучения проблемы слива.
Результатом научного труда стала разработка параметров «экологичного унитаза», норма слива в котором должна ограничиваться пятью литрами, и писсуара, который сможет тратить не больше литра воды. Желаемых величин – трёх литров и пол-литра – не достигает ни одна из существующих сегодня моделей, что не помешает Еврокомиссии разработать специальную этикетку. Она позволит отличать экономичные унитазы от их разнузданно тратящих воду собратьев. В отличие от попавших под запрет энергоёмких пылесосов или ламп накаливания, европейские производители смогут решать судьбу унитаза самостоятельно. И на том спасибо.