Гость «ЛГ» – первый заместитель мэра Москвы в правительстве столицы, руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Владимир РЕСИН
– Сегодня гость нашего «Клуба-206» – Владимир Иосифович Ресин. Он не только главный прораб Москвы, но и частый гость нашей редакции. По сложившейся в клубе многолетней традиции первый вопрос задаёт главный редактор. В последнее время много говорят и пишут об ипотечной драме в Америке, с которой начался мировой экономический кризис. А что будет происходить в нынешней ситуации с ипотекой у нас? Вам, строителю с младых ногтей, это должно быть известно лучше, чем кому-либо…
– Ипотека существует в Соединённых Штатах Америки уже давно. Собственно, мы переняли её у них. И, конечно, ипотека есть и будет, несмотря на кризис. Просто потому, что без ипотеки сегодня люди не смогут приобретать квартиры и дома, чтобы жить в нормальных, человеческих условиях. Другое дело, что сейчас надо создать такие условия получения ипотечных кредитов, которые будут приемлемы для людей. Если каждый банк будет выжимать из ипотеки всё что только можно ради получения прибыли, то те, кто обратился к ипотеке, получат только бесконечную головную боль… Сами понимаете, такая ипотека людям не нужна, ею никто не будет пользоваться. Поэтому сейчас задача номер один – сделать условия ипотеки доступными для среднего класса.
Я вам скажу так: кризис кризисом, а работать и жить надо. И одним из локомотивов, который может вывезти экономику Москвы, было и остаётся строительство. Ведь именно строители вывели Москву из кризиса в начале 90-х годов. Потому что строительство – это инвестиции, это развитие. Простой пример. Нужно построить дорогу. А что это такое – дорогу построить? Это значит, активно используются человеческий труд, строительные материалы, всевозможные механизмы… Это значит, что люди получают зарплату, платят налоги и так далее. Строительство всегда даёт работу ещё целому ряду отраслей. И всё это работает на развитие города, на развитие страны. И на людей, потому что за всем этим – комфортность проживания. Всё это предельно материально и конкретно. Взять, например, дорогу. Никто её никуда не вывезет, не продаст и не купит. Её построишь, и она будет всегда. , главный редактор «ЛГ»:
– У правительства Москвы есть замечательная программа для очередников – социальная ипотека и покупка жилья у города в рассрочку. Что будет с выполнением этих программ? Не повысят ли проценты?
– Понимаю ваше беспокойство, но, как я уже сказал, кризис кризисом, а всё, что людям обещали, будет сделано. И мы все эти программы, несмотря на некоторые сложности, выполняем. Полностью выполняем. По всей номенклатуре. Что касается выплаты процентов – условия, на которых с людьми уже договорились, останутся без изменений. А дальше будет видно. Всё-таки есть инфляция, есть другие объективные причины, которые ставят нас в новые условия. , редактор отдела «Спецпроекты»:
– В строительной отрасли обычно очень велик процент работающих мигрантов. Это положение будет сохраняться? Или теперь будет делаться ставка на рабочих из российских регионов?
– Ещё несколько лет назад в Москве работало много людей из российских регионов, но они, поработав в столице, вернулись к себе, потому что строительный бум перекинулся из столицы в другие города и регионы страны. Они там нормально трудятся, у них есть работа. Их можно понять – зачем им жить в отрыве от семьи, когда есть возможность жить и работать дома?
Поэтому мы сейчас делаем ставку не на регионы, не на иностранные государства, а стараемся готовить свои собственные кадры. Это твёрдая позиция мэра Москвы Юрия Лужкова. Помните, была хорошо зарекомендовавшая себя система профессионально-технических училищ? Мы решили восстановить эту систему. Рассмотрели на правительстве соответствующую программу и очень серьёзно ею занимаемся. В Москве в основном работают те коллективы, которые десятилетиями создавались. На наших домостроительных комбинатах в основном трудятся москвичи и не так много рабочих из Московской области. А иностранную или иногороднюю рабочую силу используют, как правило, новые строительные компании.
Кстати, мы не сокращали городской заказ на строительство – работаем в том же объёме. То есть люди, занятые на городском заказе, остаются на своих рабочих местах. Что касается коммерческих объектов, где работают инвестиционные компании… Они в отдельных случаях объёмы работ сокращают и, видимо, ещё будут сокращать. Так что работающие там иностранцы в установленном порядке вернутся к себе на родину. Тем более что в 2009 году квота мигрантов, работающих в строительной отрасли, будет сокращена вдвое. Это сделано для того, чтобы москвичи имели больше возможностей занять рабочие места в строительной отрасли. , заместитель главного редактора:
– Хотелось бы спросить о строительстве в так называемом Большом сити, вызвавшем неоднозначную реакцию в обществе. Объявлено, что оно прекращено. А конкретно – оно приостановлено или заморожено?
– Оно и не приостановлено, и не прекращено. Сейчас разрабатывается документация, готов проект планировки, который в ближайшее время мы рассмотрим. Это очень крупный проект, там огромные объёмы по расселению, множество инвесторов, собственников… Тьма проблем и вопросов. Так что сломя голову, без обеспечения финансирования никто туда не бросится. Но каждый подрядчик в зависимости от того, сколько у него сегодня имеется ресурсов, после утверждения проекта сможет работать. , шеф-редактор отдела «Литература»:
– А что будет с гостиницей «Россия»?
– В ближайшее время, наверное, на это уйдёт полгода, доразберём её. Потом будет сделана подземная часть, затем – наземная. Мы считаем, что строительство на её месте закончится в 2012 году. , редактор отдела «Библиоман»:
– А что будет со старым «Красным Октябрём»? Ведь это памятник промышленной архитектуры!
– «Красный Октябрь» мы действительно вывели из прежних помещений. Построили для них здание на Красносельской улице. Исторические здания останутся, будут отреставрированы и станут служить людям уже как непроизводственные здания. , администратор «Клуба 12 стульев»:
– Я как раз хотел спросить про так называемые промзоны. Потому что в Москве их огромное количество и непонятно, что с ними теперь будет? Их всё-таки будут как-то застраивать? Например, Донской проезд, Тимирязевскую…
– Застраиваться будут. Всё, что намечено, будет делаться. Мы ничего не замораживаем, не откладываем. Кризис на этих планах не отразится. Другое дело, что многие вещи мы будем делать для города не за счёт частного капитала, а за счёт городского бюджета. Это – доступное жильё, больницы, поликлиники, детские сады… В 2008 году были построены 100 детских садов. Так же как в прошедшем. К сожалению, строим-строим, а очередь пока сохраняется… С другой стороны, это означает, что рождаемость в городе растёт. В 2007 году в столице родилось почти 102 тысячи детишек, а в этом году – ещё больше, около 107 тысяч. У вас-то в редакции рожают? , обозреватель:
– Рожают. И в очереди на детский сад стоят.
– Кстати, сегодня возраст тех, кто рожает, увеличился. Рожают и в 40 лет, не то, что раньше. Сейчас это уже не диковинка, сейчас таких героинь становится всё больше и больше. Думается, если бы у нас всё было плохо, рождаемость не увеличивалась бы. :
– Можно ожидать снижения цен на жильё в связи с разворачивающимися экономическими процессами?
– Сегодня практически снизились цены на стройматериалы. Значит, снизится себестоимость жилья. Думаю, что пойдут вниз и цены на квартиры. Это вполне реально. Но не так сильно, как некоторые ждут. С неба ничего не упадёт. Если снизятся, то процентов на 20–25… , первый заместитель главного редактора:
– Программа строительства четвёртого транспортного кольца также остаётся? С каждым годом по Москве ездить всё сложнее.
– У нас в 2008 году дорожные строители освоили более 100 миллиардов рублей. Никогда по дорогам таких объёмов не осваивали. В новом году – те же самые масштабы строительства планируются. В том числе и за счёт снижения себестоимости строительства. И четвёртое кольцо у нас в программе есть, мы будем продолжать его строить. , ведущий редактор отдела «Общество»:
– Владимир Иосифович, какие особо интересные, уникальные объекты были сданы в 2008-м и будут построены в 2009 году? Вы можете их сейчас назвать?
– В 2008 году такими объектами стали Марфо-Мариинская обитель и Петровский путевой дворец, а в 2009-м будем продолжать строить Коломенское – вполне уникальный объект. В апреле откроем Музей космонавтики. Продолжим строить Большую Ленинградку – от Манежной площади до МКАД. Начнём возводить театр для Юрия Любимова на Таганке, уникальный будет театр. Строим театры для Александра Градского, для ансамбля Надежды Бабкиной… Уникальных объектов в Москве много…
, редактор отдела «Искусство»:
– Наверное, в мире нет другого города, где бы с такой интенсивностью строили театральные здания. Это, конечно, замечательно, но есть и другая сторона медали. Порой здания строят специально под конкретных творческих людей, дай им Бог всем здоровья и творческого долголетия. Но ведь бывает так, что здание, построенное под конкретного человека, оказывается потом в центре неких конфликтов. И тогда уже не до искусства… Так, например, произошло с театром Васильева…
– Вы знаете, всё-таки мы строим театры не просто под кого-то. Например, Юрий Любимов – это целая школа, целая плеяда творцов, учеников, единомышленников… Разумеется, не надо всё связывать только с одной личностью. Мы строим для тех, у кого есть большие творческие перспективы, кого любит народ. А конфликты… Мало ли где возникают конфликты! Театр, который вы упомянули, строился как «Театр современной пьесы». Вчера там ставил спектакли Васильев, сегодня другие, а завтра придут новые таланты. Но личность есть личность, выдающимся художникам надо помогать. , корреспондент:
– Известно, что вас связывали хорошие, дружеские отношения с ушедшим от нас патриархом Алексием… Может быть, вы скажете о каких-то его чертах, о которых известно только вам.
– Это, конечно, очень тяжёлая потеря. Для меня – огромная личная утрата… Много за мою жизнь ушло больших людей начиная со Сталина, многих пришлось провожать в последний путь. Но никогда я не видел столько людей, пришедших отдать последний поклон, не видел такого искреннего переживания… Нас с патриархом с начала 90-х годов связывала совместная работа по духовному возрождению Москвы. Он сыграл колоссальную роль в этом. Сделал столько, сколько его предшественники все вместе не сделали. У нас, строителей, тут была своя особая задача – возвращать к жизни храмы и церкви. Храм Христа Спасителя мы возводили под непосредственным руководством патриарха. Справились за 5 лет… Патриарх вместе с нами в строительной клети поднимался на самую верхотуру. Кстати, когда один зарубежный священнослужитель попробовал так подняться, он тут же запросился вниз. Ему говорят: да там же ближе к Богу! А он в ответ: нет, нет, скорее спускайте меня обратно…
Патриарх относился к людям как истинно духовный человек. К нему поэтому тянулись… Последний объект, который Ю.М. Лужков и я вместе с ним посетили, – возрождённая Марфо-Мариинская обитель. Он её тоже благословил. То, что мы обещали Его Святейшеству, обязательно доведём до конца. Всё достроим.
– Православная церковь была одним из инициаторов создания общественных советов на телевидении. Как вы относитесь к этой идее? Ведь многие каналы, даже с государственным участием, зарабатывают рейтинг любым, самым похабным, простите за выражение, образом…
– Хорошо, конечно, когда цензуры нет, но иногда просто диву даёшься от того, что видишь!..
Я сейчас ни в какие партии не вхожу. Раньше я был, как и все, пионером, комсомольцем, коммунистом. Отец у меня был коммунист с 1924 года. Комсомолец с 19-го… И мне неприятно, когда сейчас по телевидению идут фильмы, которые похабят всю жизнь того времени – и пионерию, и комсомол, и военных, и коммунистов всех подряд… Похабят жизнь наших отцов… А ведь у человека, у которого нет прошлого, на которое можно опереться, не будет будущего. Если мазать только чёрной краской всё, что было раньше, другие так же осмеют нашу нынешнюю жизнь.
Не мы выбираем время, а время нас выбирает. В то время Ресин один был, сегодня Ресин другой. Это – нормальное явление. Человек должен меняться, потому сегодняшний день предлагает другие условия. Я не выдвиженец перестройки. Строительный комплекс я возглавлял ещё при советской власти. Тогда в строительном комплексе работало полмиллиона человек. Большие дела делали. Именно тогда создали базу, которая сейчас позволяет работать. Сегодня у нас более серьёзные задачи и проекты, и в стройкомплексе работает уже миллион человек. Но разве у меня язык повернётся сказать, что в прежние времена люди плохо работали, что они были все такие-сякие. Они же и меня воспитали! Критиковать, конечно, надо. Нормальная, разумная критика позволяет обществу развиваться. Но всё должно иметь свои разумные и моральные пределы. , редактор отдела «Телеведение»:
– Мне пришлось много общаться с американскими строителями. Они часто говорят: «Наш рабочий президент Трумэн превратил нас, строителей, в рабочую аристократию Америки». По их словам, тогда были резко повышены требования к качеству строительства и… серьёзно увеличены зарплаты. Приняли закон, по которому строитель не мог получать меньше определённой суммы. Строители с тех пор не просто строят, они держат всю экономику.
– Правильная постановка вопроса. Новый президент Америки, между прочим, то же самое говорит. У нас строителей тоже всегда поддерживали. В годы советской власти строители были на особом положении. И сегодня зарплата у строителей одна из самых высоких в Москве – средняя около 34 тысяч. По нашим временам весьма приличная зарплата. А что касается качества строительства, то конечно, недостатки у нас есть. Их ещё много. Быстрее надо искоренять. , редактор приложения «Подмосковье. Культурная реальность»:
– Всё-таки ещё раз задам вопрос, который волнует всех наших читателей: хватит ли у города средств, чтобы удержать темпы строительства? Ведь Мосгордума сократила расходные статьи бюджета на 2009 год…
– В целом объёмы строительства в Москве сохраняются. Сокращения в любом случае не коснутся социальных объектов, которые крайне нужны Москве. А так бюджет у нас очень приличный. По бюджету Москву сегодня опережает только Токио. Даже странно вспоминать, что когда Юрий Михайлович Лужков принял город, мы считали каждый рубль и доходная часть бюджета в 1993 году была 113,4 миллиона рублей. Можете себе представить? Сегодня объём капитальных вложений и доходы Москвы измеряются в триллионах. Бюджет на 2009 год составляет около 50 миллиардов долларов. , отдел «Литература»: