Отклики на беседу с Ларисой Васильевой «Гений места»
С интересом прочитал разговор с Ларисой Васильевой «Гений места» («ЛГ», № 44) о памятниках выдающимся деятелям истории, науки и культуры в Москве. Но одно суждение вызывает несогласие по существу. Речь идёт о многострадальном памятнике Максиму Горькому на площади у Белорусского вокзала.
В связи с фундаментальной реконструкцией площади памятник в настоящее время находится в парке Музеон.
Напомню читателю, что первоначально строителями он был просто свален на землю, и печать, в том числе и «ЛГ», выражала возмущение по поводу столь варварского отношения уже не только к монументу, но и к памяти самого классика отечественной словесности.
Л. Васильева не исключает, что после окончания проводимых работ «памятник туда не вернётся. Ему суждено найти более достойное место». Ей представляется, «рядом с МХАТом, носящим его имя, этот памятник будет смотреться благороднее, чем рядом с вокзалом, хотя там его встречали по возвращении из-за границы».
Немного об истории вопроса.
Хорошо известно, что рождённый на рубеже XIX–XX веков театр МХТ стяжал невиданную мировую славу в ходе гастролей в Германии с пьесой «На дне» совсем ещё молодого тогда драматурга М. Горького.На наших глазах в ходе отнюдь не бесконфликтного деления на две труппы имя Горького полу-чил театр на Тверском бульваре, возглавляемый Т.Дорониной. А МХТ обрёл имя Чехова. Нетрудно во всех подобных переменах разглядеть печать т.н. «перестроечного» времени с его отнюдь небезболезненными издержками.
Что стало, то стало. И, на мой взгляд, вопрос о месте установления памятника Горькому надо решать, согласуясь с «мнением» истории. То есть вернуть его на исторически и биографически оправданное место. Т.е. на площадь Белорусского вокзала. Что же касается Музеона, то, естественно, памятнику нельзя оставаться навсегда рядом с монументами бывшим руководителям – Сталину, Дзержинскому, Калинину… Согласимся, моральный потенциал «могучей фигуры великого прозаика и драматурга» – (Л. Васильева) существенно отличается по существу от потенциала правителей нашей державы. (Неслучайно у фигуры Сталина кто-то отбил нос.)
Вот и остаётся одно. Вернуть М. Горького на прежнее место, у Белорусского вокзала, где его встречали тысячи и тысячи трудящихся.
, доктор филологических наук, профессор
Было бы целесообразно поставить в Москве копию памятника А.С. Грибоедову, что находится на территории посольства России в Тегеране (см. фото). Известно, что памятник был установлен в 1912 году на средства наших соотечественников из состава русской миссии. Автор памятника – скульптор Беклемишев. Возможно, что подготовительные материалы, эскизы, формы для отливки… сохранились в архиве Академии художеств, который находится в С.-Петербурге.
Я обратился по этому вопросу к В.И. Матвиенко, но ответа не получил. Полагаю, что эту копию можно было бы установить либо на Остоженке, на месте снесённого дома, где родился Грибоедов, либо на Новинском бульваре, рядом с домом его матери. Ныне дом занят офисами коммерческих фирм. А мог бы стать музеем Грибоедова – великого сына Москвы и России.
С уважением,
Едва ли найдётся читатель, который равнодушно отложил бы в сторону беседу с Ларисой Васильевой «Гений места». Её доброе отношение к отечественной истории и культуре заслуживает исключительного уважения. Уже одно то, что Л. Васильева нашла однажды время приехать в наш провинциальный город, собрать вокруг себя достаточно широкий круг читателей, являет собой пример подвижнического отношения к литературному процессу в стране как важнейшей составляющей национального достояния.
На этот раз обсуждается вопрос далеко не второстепенный – о нашей национальной памяти. И очень символично, что это интервью появилось накануне 4 ноября – Дня народного единства. И хотя название праздника кажется достаточно проблемным, для нас этот праздник – День иконы Казанской Божией Матери – день, с которым связаны определённые великие судьбоносные события в истории нашего государства и народа.
Памятник – это не просто скульптурное изображение кого-то или чего-то, памятник – это дань памяти не только и не столько данному человеку, а народу, выдвинувшему своего героя, это память о страданиях и нелёгких путях современников. Памятник Минину и Пожарскому — это больше чем памятник двум подвижникам отечественной истории, это память о величайшем самопожертвовании этих героев и тех, кто стоял рядом с ними. Этот памятник – грозное предупреждение нам и всем потомкам, что может случиться с родиной и её народом, если поступиться самым важным и ценным – свободой. Память способна материализоваться в великую силу. Вспомним слова И.В. Сталина, произнесённые им на параде Красной армии 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова…» Превоз-могая все трудности и непомерные тяготы военного времени, наши бойцы выстояли и победили. В обсуждаемой проблеме памяти и памятников есть две стороны: проблема монументального искусства, с одной стороны, и проблема исторической родины – с другой. Их нельзя рассматривать отдельно.
У каждого своё восприятие памятника, но нам кажется, что каждый из них каким-то образом соприкасается с нашей личной судьбой, это часть нашего Я – сегодня. Есть у памяти ещё одна сторона – это малая родина, эта улица, эти дома, эта школа. Неповторимое, невозвратимое светлое прошлое через призму сегодняшнего.
Нужно отдать должное тем, кто в литературе, искусстве, на телевидении сегодня утверждает и не предаёт светлые идеалы наших предков. Замечательно, что в стране возрождаются добрые традиции отношения к историческим памятникам, к святыням нашей культуры, храмам, местам памяти павших. Сколько славных имён возвращено истории, сколько воинов Великой Отечественной обрели достойный вечный покой!..
Важно, чтобы памятники и память не разделяли граждан страны, а создавали пространство взаимопонимания. Особенно деликатная ситуация возникает при обсуждении проблемных фигур истории, таких, например, как Николай II, Б. Ельцин. Время всё расставит на свои места. Не следует создавать в обществе очаги неприязни и напряжённости, причём в таких ситуациях, когда общественная значимость фигуры однозначно не ясна.
Удивительные слова вынесены в начало беседы. Памятник должен отражать дыхание жизни, мыслей, чувств живых, а не быть каменным истуканом, элементом градостроительной композиции. Именно эти побуждения продиктовали общественности и администрации г. Рыбинска решение об установке памятников нашим замечательным землякам и замечательным гражданам страны – адмиралу Ф.Ушакову и поэту Л.Ошанину. Эти памятники стали доминантным центром духовной жизни города. 15 октября город торжественно отметил День памяти святого праведного воина Ф. Ушакова с обширной программой мероприятий: литургия в Спасо-Преображенском соборе, шествие к памятнику, праздничный молебен и другие. К памятнику замечательному поэту Ошанину приходят почитатели его творчества, возлагают цветы молодожёны. Выражением чувств любви к поэту стали творческие вечера, посвящённые его памяти, а также книга «Ты сердцу дорог», изданная благотворительным фондом «Солнечный круг». Создаётся ощущение, что нас не разделяют годы, что наши земляки с нами всегда.
, РЫБИНСК Ярославской области