В 2010 г. исполнится сто лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971). Празднование юбилейной даты, согласно указу Президента РФ, велено организовать с государственным размахом. Среди запланированных мероприятий – установка в Москве памятника поэту.
Москва (после Смоленщины) стала для Твардовского родным городом. Сюда он приехал в 1936 г. поступать в МИФЛИ, который окончил в 1939-м. В Москве были написаны и закончены его основные произведения («Дом у дороги», «За далью – даль», «По праву памяти», «Василий Тёркин» и др.), а на Новодевичьем кладбище поэт похоронен.
Александр Трифонович сменил в столице несколько адресов. Во время учёбы в институте он жил в гостинице на Кузнецком мосту, в 1938–1940 гг. – в коммунальной квартире на первом этаже в доме № 6 в Большом Могильцевском переулке на Арбате (дом не сохранился). Затем условия жизни Твардовских значительно улучшились – в 1940 г. семья переехала в квартиру № 33 дома № 15 по улице Горького. Но Александр Трифонович недолго прожил здесь – с началом войны он уехал на фронт. И постоянная жизнь его на улице Горького наладилась лишь после 1945 г. Соседями по дому были С. Лемешев, Э. Гилельс.
В 1950 г., впервые возглавив «Новый мир», Твардовский получил квартиру в новом доме работников «Известий» на Дорогомиловской набережной («Новый мир» печатался в известинской типографии), теперь это здание известно как Кутузовский проспект, д. 1/7. На доме после смерти Твардовского была открыта мемориальная доска, крайне неудачная, по признанию дочери поэта Валентины Александровны.
И, наконец, последний его адрес – высотка на Котельнической набережной. Как рассказала Валентина Твардовская, Александр Трифонович почти не жил здесь, квартира в Котельниках была для него «перевалочным пунктом» между дачей и работой. Часто жил Твардовский на даче в Подмосковье – сначала во Внукове, затем на Красной Пахре.
Но есть места в Москве, связанные с жизнью и творчеством Твардовского не меньше, чем названные адреса. Это здания, в которых размещалась редакция журнала «Новый мир». Твардовский дважды был главным редактором журнала: в 1950–1954 и 1958–1970. Трудно переоценить значение и роль Твардовского как главного редактора, особенно во второй период его руководства «Новым миром». И дело здесь не только в «новомирской прозе». В этот период, как пишет А. Турков, журнал окончательно стал центром притяжения не только лучших литературных сил, но и всех, кто искал выхода из социально-экономического тупика, в который всё больше втягивалась страна.
В апреле 2009 г. состоялось заседание оргкомитета по подготовке празднования столетия Твардовского. На этом заседании наконец-то было принято запоздалое решение: поставить памятник Твардовскому в Москве. И это всего-то за год до юбилея! Решение одного вопроса породило массу других, касающихся выбора места для памятника, объявления конкурса, сроков его проведения и т.д.
Предлагается, например, установить памятник у дома на Кутузовском проспекте, но место это не очень многолюдное. С таким же успехом можно отправить скульптуру и в Строгино, где именем поэта названа улица. Интересен другой вариант – в районе Страстного бульвара. Ведь и старое место жительства «Нового мира» также находилось неподалёку – в старинном особняке на углу Пушкинской площади и тогдашней улицы Чехова. В общей сложности Твардовский проработал в этих местах 16 лет – четверть своей жизни!
Однако скоро только сказка сказывается… То, что памятник поэту не появится к его столетию (21 июня 2010 г.), очевидно.
Говорят члены оргкомитета по подготовке к юбилею.
Константин Ваншенкин: «Имя Твардовского очень многим дорого. Памятник должен быть исполнен на высоком художественном уровне. Не хватает широкой гласности для объявления конкурса. Есть скульпторы, которые очень хотели бы сделать памятник Твардовскому. Нужно, чтобы они узнали о конкурсе. Чтобы все желающие могли прийти и посмотреть».
Валентина Твардовская: «Удивляет равнодушие чиновников. Складывается впечатление, что им нет дела ни до памятника, ни до самого Твардовского… Памятник должен быть простым и похожим».
С этими словами нельзя не согласиться: если уж не ставить памятник Твардовскому, то кому же ещё? Недавно обосновавшихся на площадях столицы безликих каменных и бронзовых истуканов и без того предостаточно, а надо, чтобы новый памятник был достоин памяти выдающегося русского советского поэта и общественного деятеля Александра Трифоновича Твардовского. И «ЛГ», которая уже многое сделала для увековечивания памяти писателей, могла бы этому поспособствовать.
, лауреат Горьковской литературной премии