Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2014 г.
Колумнисты

Будущее, которого нет

15 января 2014

Когда-то давно, когда деревья были большие, а мы, наоборот, маленькие, о будущем говорили и думали очень много. С тех дальних пор в моей памяти заблудился стихотворный отрывок:

Ребята любят светлый класс,

Где учатся, читают

И где с вожатыми подчас

О будущем мечтают.

То есть мечтают не абы как, а под руководством старших товарищей. Значит, будущее считалось важным, существенным.

О нём постоянно говорили, думали на всех уровнях: Госплана, заводов, школ, семей. Уж как ни стебались в перестройку над пресловутой «уверенностью в завтрашнем дне», а она была, и не только и не столько в смысле пенсий или там низкой квартплаты, а в чём-то гораздо более значительном. Это значительное состояло в принципиальном наличии этого самого будущего. Оно – было.

Будущее в социалистической системе обладало сакральным смыслом: оно заменяло рай, присущий религиям обычным. Будущее – это нечто сказочно прекрасное. Ради него можно и нужно страдать, жертвовать, ну или как минимум упорно трудиться.

Своей жизнью человек служит будущему, он, маленький, запечатлевается и воплощается в этом большом и вечном – в будущем. Будущее – не что-то фатальное, оно самым непосредственным образом зависит от наших усилий, мы его – строим. Образ стройки в коммунистической вере тоже обладал сакральным смыслом: строили коммунизм, был такой термин – советское строительство.

Сакрализация будущего – не изобретение социалистической религии. Это восходит к оптимистической философии Просвещения с его центральной идеей прогресса. Символ веры – слова Маяковского:

Отечество славлю, которое есть,

Но трижды – которое будет.

Вера в будущее – это был движок, создававший сильную тягу. Люди трудились ради будущего, ради детей. Их жизнь была больше, длиннее, обширнее и значительнее краткого мига физического существования. Именно поэтому удались и гигантские стройки, и Победа в Великой Отечественной войне.

За прошедшие двадцать пять лет произошло множество изменений, среди которых главнейшее – радикальная смена жизнеощущения. Люди не просто перестали жить будущим: само будущее – исчезло. Жизнь стала плоской, словно средневековая картинка, нарисованная тогда, когда ещё не умели изображать перспективу.

Ходовая философия объявляет такое положение самым что ни на есть правильным и желательным. Называется это – «жить в отрезке сегодняшнего дня», не печалясь о прошлом и не заморачиваясь будущим; даже семинары на эту тему проводятся. Самое главное, учит современная мудрость, – это то, что происходит с тобой сейчас, в данную минуту. Надо уметь наслаждаться каждым мгновением жизни, потому что нет ничего ценнее, чем сегодняшний день.

Однако в этой мотыльковой философии есть большой подвох. Жизнь строго в настоящем исключает любое большое достижение. Потому что для любого большого достижения приходится жертвовать сегодняшними радостями ради завтрашних или даже – о ужас! – послезавтрашних. А самые большие достижения – художественные, научные – вообще обращены к вечности, к абсолюту. Поразительное падение мастерства, умелости, искусности во всех видах деятельности, которое мы наблюдаем в последние десятилетия, как мне кажется, объясняется именно культом сегодняшней радости. Чтобы по-настоящему учиться и научиться чему-то, надо иметь будущее.

Любопытно, что будущее отсутствует и в сознании отдельного маленького человека, и в государственном мышлении – ровно в той же мере. С какой злобой в перестройку у нас проклинали Госплан – это зримое воплощение жизни в будущем и будущим, формирования будущего. Зато теперь у нас вместо планов – фантазии в виде дорожных карт, концепций, проектов... В них нет увязки с другими планами, поиска ресурсов и, главное, нет поиска главного звена. Даже внутри себя эти концепции чрезвычайно противоречивы. Но никто об этом не заботится: будущего ведь всё равно нет.

А поскольку его нет – сегодняшнее поведение в высшей степени рационально и логично. В чём оно? В проедании ресурса. Ресурсная экономика – порождение современного чувства жизни. Не создать, а перераспределить имеющееся – вот лозунг дня. Никто не затевает больших и долгосрочных проектов: за сегодня не успеть, а завтра не существует.

Жизнь в отрезке сегодняшнего дня – радикально обессмысливается. И это понятно: осмысленность сегодняшнему мигу придают прошлое и будущее. Недаром искони люди уделяли такое большое внимание своему происхождению, истории, гордились древностью своего рода. Увеличивает масштаб человека и народа в такой же степени и будущее. А для современного человека всё закончится с окончанием его жизни. Сегодня на закате дня – как для бабочки-однодневки.

В современном чувстве жизни будущее – свалка. Что такое свалка – физическая? Это то, чего как бы нет. Мы убираем в доме, а всякую ненужную дрянь выкидываем на большую мусорную свалку. Мы, гламурные чистюли, не замечаем, не хотим знать об их существовании. Их для нас как бы нет. То есть они где-то там есть, но психологически их нет. Их нет в нашей нынешней картине мира.

В современном чувстве жизни будущее всё чаще играет роль свалки. Туда сваливают ненужный мусор дня сегодняшнего: долги, обязательства, проблемы. И это по-своему логично, ведь теперь будущее – это то, чего нет.

На эту свалку – в будущее – свезены все бесчисленные большие и маленькие кредиты, которыми пронизана современная экономика, построенная по принципу финансовой пирамиды. Дело финансовой пирамиды – лопнуть. Точно такая же участь ждёт и современную экономику. Но это в будущем, которого, согласно современным воззрениям, нет. Оттого никого это не пугает и не заботит. Это произойдёт где-нибудь там – на свалке. А мы продолжаем радоваться, мыслить позитивно и жить в отрезке сегодняшнего дня.


Тэги: Философия
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Достоевский и Тютчев «в созвучиях и притяжениях»

    15.12.2021
  • Живое слово вытесняется цифрой

    29.11.2020
  • Уроки Лимонова

    22.03.2020
  • В поисках Абсолюта

    13.11.2019
  • Пётр Калитин: «Мы учимся дышать в невесомых условиях»

    20.07.2016
  • Уроки Лимонова

    68 голосов
  • Теория хаоса: как поймать бабочку Лоренца?

    25 голосов
  • Живое слово вытесняется цифрой

    17 голосов
  • Жизнь и приключения Сократа, никому не дававшего покоя

    16 голосов
  • Достоевский и Тютчев «в созвучиях и притяжениях»

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS