Находящемуся на юге Запорожской области Бердянску долгое время не давали спать лавры Канн, Сан-Себастьяна, Карловых Вар, а также Анапы и прочих курортных городов, регулярно проводящих у себя представительные кинофорумы. Ответ запорожцев султанам мирового кинематографа созрел к 1998 году, когда прошёл I Бердянский фестиваль. С тех пор он проводится регулярно, и через три года став международным, продолжал увеличиваться в масштабах. Начавшись как фестиваль «трёх сестёр» – Украины, России и Беларуси, в недавно завершившемся XII он собрал фильмы из 20 стран. Это уже кое о чём говорит.
Ещё несколько цифр: 21 игровой фильм (художественные и телевизионные) и 23 – в документальной программе. Одному человеку посмотреть всё это было нереально, поэтому ваш корреспондент сконцентрировал внимание на хроникальных картинах. Общий уровень представленных лент был весьма высок. И можно было понять трудную задачу, стоявшую перед жюри, возглавляемым московским документалистом Галиной Евтушенко, при определении лауреатов. В конце концов ареопаг решил поделить Гран-при между двумя фильмами: израильской «Пиццей в Освенциме» и представленным Литвой «Дрессировщиком жуков».
«Пицца в Освенциме» Моше Циммермана – картина известная, завоевавшая на разных смотрах десятки призов. Пожилой израильтянин, 11-летним мальчиком попавший в Освенцим и чудом выживший, едет с дочкой и сыном в Польшу, показать места, в которых прошло его детство… Выходя после сеанса из кинотеатра, многие зрители не могли, да и не пытались сдержать слёз.
Второй главный призёр, являющийся плодом ко-продукции Литвы, Польши, Германии и Японии, представляет собой жизнеописание создателя жанра кукольной мультипликации Владислава Старевича. Картина насыщена большим количеством оригинальных выдумок, но особое очарование ей придают отрывки из фильмов её героя.
Кроме того, разными призами были отмечены российские картины «Жизнь как роман» и «Лицом к солнцу», белорусская «Когда мне было 8 лет», израильская «Маген-12, или Психбольница № 2», болгарская «Один выстрел», чешская «Пленники белого бога». О последнем фильме следует сказать особо. Он снимался Томасом Рижкой и Стивом Личтагом с риском для жизни, начисто разоблачая своеобразную миссионерскую деятельность европейцев среди небольшого племени ахатов, переселившихся из Китая на границу между Таиландом и Лаосом. Позиционируя себя провозвестниками христианской веры, миссионеры между тем вовсю занимаются в этом богом забытом уголке земли растлением малолетних.
В том, что жюри документального конкурса и впрямь пришлось нелегко, ваш корреспондент почувствовал на собственной шкуре: ему было дано редакционное задание вручить приз, учреждённый «Литературной газетой» за высокое профессиональное мастерство. В итоге он достался создателям украинской ленты «Виктор Степанов. Поиск истины» (режиссёр Ольга Мирончук), рассказывающей о замечательном артисте, проснувшемся знаменитым после сыгранной им роли Михайло Ломоносова. Кстати, Виктор Фёдорович, последние 13 лет живущий в Киеве, несколько раз возглавлял Бердянский кинофестиваль.
Что касается конкурса художественных фильмов, жюри которого возглавлял другой киевлянин – режиссёр Борис Савченко, то здесь больше всего наград, включая Гран-при, завоевал турецкий «Ян-Ян». (Тут самое время сказать о слабости информационно-справочной базы на фестивале – как я ни пытался, так и не смог узнать фамилию режиссёра этой картины.) Неоднократно был отмечен и молдавский «Ариведерчи». Кстати, лента режиссёра Валериу Жереги весной демонстрировалась в Брюсселе, в Европарламенте, где вызвала большой резонанс – там была создана специальная комиссия по вопросам эмиграции из стран бывшего СССР. Очень остро стоит эта проблема и в Молдавии. Родители героя фильма, 12-летнего мальчика, и его младшей сестры уехали на работу в Италию, оставив детей одних – без бабушек, дедушек, каких-либо родственников. Лишь соседи иногда помогают малышам, а в остальном те вынуждены вести самостоятельный образ жизни. Главную роль исполняет поразительно одарённый мальчик из молдавской глубинки. Невозможно забыть его глаза – взгляд взрослого человека.
У российских «художественников» бердянский «улов» оказался более чем скромен. В своей номинации первенствовал телевизионный фильм «Васильевский остров» режиссёра Владимира Шевелькова. «Государыне и разбойнику» достался приз за лучший сценарий (Геннадий Каюмов, Екатерина Толдонова).
Среди мировых кинофорумов Бердянский занимает – во всяком случае, пока – скромное место. Но даже и такой подготовить – нужен титанический труд, тут, надо признать, организаторами проделана большая работа. Многое вынесли на своих могучих плечах и лидеры этого смотра – генеральный директор гильдии киноактёров России Валерия Гущина и генеральный директор Бердянского фестиваля Александр Махотин. Нужно было видеть, с каким умилением они смотрели на участников, когда тем нравилось то либо иное мероприятие. Мероприятий же было много, и, несмотря на мелкие шероховатости, все удались.
Знакомый драматург подарил мне в Бердянске рукопись своей новой пьесы. Неприхотливый водевиль заканчивается ремаркой: «Все смеются, обнимаются, кричат «Ура!»
Примерно такое настроение царило на закрытии XII Бердянского кинофестиваля.
, БЕРДЯНСК–МОСКВА