Т.Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург. – М.: Издательство «Белый город», 2008. – 64 с. с ил.
Не могу удержаться – расскажу историю. В 1919 году Россию вместе с другими выжившими деникинцами покинул художник Иван Мясоедов. Прижился в Германии, где со временем попал в тюрьму как фальшивомонетчик. С Гитлером, понятно, не забалуешь. Правда, когда понадобилось, абвер Мясоедова применил по назначению. Русский художник возглавил изготовление фунтов-стерлингов для финансового подрыва Великобритании. И так хорошо у него картинка английской валюты получилась, что правительству Его Величества пришлось менять рисунок дензнаков.
Издательство «Белый город» в рецензируемой книге об этом не пишет. Об этом пишет Сергей Войцеховский в «Эпизодах» (изд-во «Заря», Лондон–Канада, 1978).
Что тут интересно?
Во-первых, из рассказа Войцеховского можно понять, что русские художники любили работать по заказу, а во-вторых, что они были прекрасными копиистами.
А вот из небольшого альбома, сопровождаемого текстом В.-И. Богдан, можно узнать, как готовились эти самые художники Императорской академией. Среди которых упоминается, кстати, и снискавший авантюрную славу Иван Мясоедов.
Согласно истории и Богдан, русский мастер был обязан как нарисовать графически, так и написать некоторое обязательное количество «программ», ряд копий известных западноевропейских мастеров. За всё ставились отметки, и для всего существовала система поощрений в виде малых и больших серебряных и золотых медалей, а также денежных наград.
Лучшие произведения учеников оставлялись в музее академии (старейшем в Российской империи художественном собрании), а сами ученики по окончании данного вуза зачастую становились «пенсионерами», т.е. им назначалась «пенсионная» (за казённый счёт) шестилетняя поездка в Италию.
Это слова. Информация о том, что делал с творцами царский режим. О том, за что с ними так поступали, говорит иконографическая часть альбома. Картинки.
Иллюстрации включают лучшие ученические работы с конца XVIII по начало ХХ века, демонстрируя, кому это интересно, как под влиянием народной культуры русская живопись становилась всё более самобытной и национальной, не теряя при этом блеска общеевропейской традиции.
Очень интересное издание может быть рекомендовано любителям изобразительного искусства в качестве внеклассного чтения. Альбом даёт возможность понять и то, как учили наших художников писать разные латинские «буквы», и то, как они с этим справлялись. Являясь конспектом, данный труд, однако, может вдохновить читателя и на значительные культурологические обобщения.