Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Буквы разные писать…

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Богдан В.- И. Т.Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург. – М.: Издательство «Белый город», 2008. – 64 с. с ил.

Не могу удержаться – расскажу историю. В 1919 году Россию вместе с другими выжившими деникинцами покинул художник Иван Мясоедов. Прижился в Германии, где со временем попал в тюрьму как фальшивомонетчик. С Гитлером, понятно, не забалуешь. Правда, когда понадобилось, абвер Мясоедова применил по назначению. Русский художник возглавил изготовление фунтов-стерлингов для финансового подрыва Великобритании. И так хорошо у него картинка английской валюты получилась, что правительству Его Величества пришлось менять рисунок дензнаков.

Издательство «Белый город» в рецензируемой книге об этом не пишет. Об этом пишет Сергей Войцеховский в «Эпизодах» (изд-во «Заря», Лондон–Канада, 1978).
Что тут интересно?

Во-первых, из рассказа Войцеховского можно понять, что русские художники любили работать по заказу, а во-вторых, что они были прекрасными копиистами.

А вот из небольшого альбома, сопровождаемого текстом В.-И. Богдан, можно узнать, как готовились эти самые художники Императорской академией. Среди которых упоминается, кстати, и снискавший авантюрную славу Иван Мясоедов.

Согласно истории и Богдан, русский мастер был обязан как нарисовать графически, так и написать некоторое обязательное количество «программ», ряд копий известных западноевропейских мастеров. За всё ставились отметки, и для всего существовала система поощрений в виде малых и больших серебряных и золотых медалей, а также денежных наград.

Лучшие произведения учеников оставлялись в музее академии (старейшем в Российской империи художественном собрании), а сами ученики по окончании данного вуза зачастую становились «пенсионерами», т.е. им назначалась «пенсионная» (за казённый счёт) шестилетняя поездка в Италию.

Это слова. Информация о том, что делал с творцами царский режим. О том, за что с ними так поступали, говорит иконографическая часть альбома. Картинки.

Иллюстрации включают лучшие ученические работы с конца XVIII по начало ХХ века, демонстрируя, кому это интересно, как под влиянием народной культуры русская живопись становилась всё более самобытной и национальной, не теряя при этом блеска общеевропейской традиции.

Очень интересное издание может быть рекомендовано любителям изобразительного искусства в качестве внеклассного чтения. Альбом даёт возможность понять и то, как учили наших художников писать разные латинские «буквы», и то, как они с этим справлялись. Являясь конспектом, данный труд, однако, может вдохновить читателя и на значительные культурологические обобщения.

Валерий АНТОНОВ

Обсудить в группе Telegram

Валерий Антонов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS