Четвёртого января нижегородцев разбудил грохот тяжёлой техники, ломающей на улице Черниговской большой (48 метров длиной) трёхэтажный дом в исторической части древнего города.
Доходный дом купца Ивана Калашникова – яркий образец нижегородской эклектики. Он был построен по проекту архитектора Ужумедского-Грицевича в два приёма. Первая часть сдана в 1855 году, а вторая – в 1866-м. И хотя расселённый дом не был внесён в списки объектов культурного наследия (ОКН), он органически вписывался в ансамбль трёхэтажных зданий района Благовещенской слободы вдоль набережной реки Оки. Здесь известны имена архитекторов и владельцев каждого дома. Живая история перед глазами. Чуть выше – комплекс культовых построек Благовещенского монастыря.
«Архитектура – это застывшая музыка», – говорил теоретик искусств Ф. Шеллинг. И кто же поднял руку на историю Нижнего Новгорода и его «застывшую музыку»? По данным градозащитницы Анны Давыдовой, владелицей дома является Людмила Теплова, соучредитель ООО «Фирма АКА». В сентябре прошлого года, в год 800-летия города, Теплова обратилась в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций (Минград) Нижегородской области с заявлением о сносе дома. Ей отказали и рекомендовали обследовать несущие конструкции, доказать аварийность исторического здания, разработать проект реконструкции и направить его на утверждение в Экспертный совет при Минграде – расширенный Архитектурный совет с привлечением членов Общественного совета при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия (УГО ОКН).
Однако проект реконструкции стоит немалых денег, да владелица, видимо, и не собиралась его делать. Легче и дешевле огородить дом забором и нанять бульдозер с экскаватором. Собственник по российскому законодательству имеет право делать с «заводами, газетами, пароходами» всё, что считает нужным, в том числе и ломать. Но в данном случае Л. Теплова должна была получить разрешение от Минграда на снос, согласованное с Экспертным советом. Однако этого сделано не было. Дождавшись длинных праздников, когда высокие начальники разъехались, госпожа Теплова дала отмашку на слом.
Несмотря на создание в 2020 году Экспертного совета, уничтожение исторических зданий в Нижнем Новгороде продолжается. Так, в 2021 году потеряны даже имеющие статус объектов культурного наследия: дом № 15 (князя Чегодаева) на улице Семашко, № 19 на улице Шевченко, № 2 на Славянской. Кроме них ликвидированы дома, имеющие историческую ценность: на улице Короленко, 24, дома № 16, № 18 на Новой и другие. Представители архитектурного и градостроительного сообщества давно бьют тревогу, с тех самых времён, когда объекты культурного наследия вдруг стали называть гнилушками. Сегодня риторика изменилась. Губернатор Глеб Никитин, которому активисты направили открытое письмо, сказал на совещании в декабре 2020 г.: «Нам важно сохранить исторический облик города, а не разваливающиеся здания». Увы, на практике «лишние» исторические дома, не ремонтируя десятилетиями, доводят до состояния «разваливающихся», затем задёшево продают, владелец расселяет жильцов и… ломает дом.
Все тридцать лет мы с упоением говорили об «эффективных собственниках», верили им, и вот они перед нашими глазами. Нравятся? Теперь представители Минграда будут грозить госпоже Тепловой пальчиком в виде административного взыскания через суд 200 тыс. рублей. Ах, какие крупные деньжищи свалятся в бюджет области!
Остаётся только надеяться, что на месте разрушенного дома не появится высотка, которая закроет вид на прекрасный архитектурный ансамбль Благовещенского монастыря. Учитывая вышесказанное, надежда сия весьма слаба.