Российским чиновникам, которые до сих пор не владеют навыками работы на компьютере, придётся искать другую работу. Такое заявление сделал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. По его мнению, в будущем на бумаге должны оставаться «только эксклюзивные вещи – законы, указы президента, постановления правительства».
Отличная, на мой взгляд, инициатива. Развитые страны давно перешли на электронный документооборот. Правда, и тут бывают закавыки. Жила я несколько лет в такой вот стране, где, например, все истории болезни хранились в поликлиниках на компьютерах, а текущая информация передавалась по Интернету. И вот однажды что-то там случилось: то ли все компьютеры полетели, то ли локальная сеть отказала, то ли провайдер, не суть важно. А важно то, что на протяжении недели врачи не могли работать, а больные – лечиться, ибо информация о пациентах была недоступна. Однако чужие ошибки на то и ошибки, чтобы другие на них учились.
Итак, инициатива замечательная. Насколько дело реализуемо сегодня?
Подруга – инвалид, которой по закону положены рецепты на бесплатные лекарства по жизненным показаниям. Получив в таковых отказ в поликлинике, она написала письмо на самый верх. Поясню для счастливчиков, которые не знают, что такое «по жизненным показаниям». Это значит, что человек ни дня прожить без этих лекарств не может. Написала она письмо более года назад. А указание поликлинике исправить ситуацию пришло только что, буквально на днях. Легко можно представить, что было бы с подругой, если бы ей не смогли купить эти лекарства, раз уж поликлиническим чиновникам наплевать на закон. И раз уж на сайте высшего должностного лица сидят всё те же бумажные души, «решающие вопрос» с такой космической скоростью.
Понадобилось мне как-то пару лет назад обратиться в одно министерство, призванное нести культуру в массы. У министерства есть официальный сайт, а там всё, как положено: электронные адреса, номера телефонов чиновников. Все мои электронные письма вернулись за отсутствием таких адресов, и ни один телефон по указанным номерам не отвечал никогда. Потом один компетентный человек объяснил мне, что это – мёртвый сайт, все адреса и номера телефонов давно поменялись, а новый, живой, создать не удосужились.
Одно из отечественных СМИ сообщает: «Родители детей дошкольного и школьного возраста, посещающих различные кружки, в наступившем учебном году столкнулись с серьёзной проблемой в виде обязательной электронной записи на дополнительные занятия». В чём проблема, если процедуру таким нововведением – по идее – собирались упростить и ускорить, избавиться от ненужных бумаг и облегчить жизнь родителям и чиновникам? Нет, вы недооцениваете российские бумажные души: к электронной записи следовало уже лично, в реале, представить кучу бумажных документов, иначе вашему чаду не видать кружков как своих ушей.
То есть Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же столь привычные стулья ломать? И каждому Чемберлену у нас найдётся ответ с винтом: бумажные души способны с лёгкостью необыкновенной и новейшие технологии превращать в потёмкинские деревни. Ох какая старая технология… «Одно движение руки, и брюки превращаются… в элегантные шорты; простите, маленькая техническая неувязка», да?! Недаром кто-то сказал: была бумажная волокита, теперь – электронные тупики.
Конечно, реализовать ценную инициативу можно достаточно просто: во-первых, устроив всем госслужащим экзамен по компьютерной грамотности. Персональный. Лицом к лицу. Берусь разработать экзаменационные вопросы, благо опыт большой. Но кто сказал, что если большому начальнику у нас нельзя самому даже водить авто – ему положен личный шофёр, а, по слову одного умного человека, госслужащий – это тот, кто нанимает других для выполнения работы, на которую наняли его, – вот при всём при этом кто может гарантировать, что на экзамен явятся чиновники лично? Им же некогда. Они решают судьбы Отечества. А люди подождут. Ждали же веками – и ничего, не развалились.
Во-вторых, можно предложить экспертам регулярно обращаться по случайной выборке на официальные сайты госучреждений и отслеживать, что из этого выходит. Вдруг да какой-нибудь толк?
И, в-третьих, громко и шумно обнародовать все случаи увольнения с госслужбы бумажных душ по причине их мёртвости – служебного несоответствия.
Мечты, мечты, где ваша сладость…
В общем, как сказал Салтыков-Щедрин, «если на Руси человек начнёт удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит». Потому удивляться я никому не рекомендую, а вот посмотреть, будет ли обещание премьера наконец выполнено, вполне нам доступно.