Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2023 г.
Культура Телеведение

Бумеры vs зумеры

В российское прокатное море вышел киносейнер «Снегирь»

15 июня 2023
Кадр из фильма «Снегирь»

Он поставлен Борисом Хлебниковым по совместному с Натальей Мещаниновой сценарию. В фильме использованы мотивы романа Георгия Владимова «Три минуты молчания».

Два практиканта из мореходного училища, Никита и Максим, в исполнении вчерашних дебютантов Макара Хлебникова и Олега Савостюка направляются на рыболовное судно с командой из десятка опытных мужиков, которое уходит в море и после цепи передряг возвращается с добычей, потеряв одного члена экипажа. Картина рекламируется как «фильм-катастрофа», но, по сути, удалена и от зарубежных образцов этого жанра вроде «Идеального шторма» или «Белого шквала», и от своего первоисточника. Точнее и проще назвать её драмой на море и перечислить сюжетные коллизии: между новичками и бывалыми моряками, между самими новичками, между законом и волей, между следователем и командой, и традиционная для «катастрофического» жанра коллизия между людьми и водной стихией. Наиболее зрелищна (хотя наименее оригинальна) последняя, отражённая в сцене шторма, снятого в павильоне, но на вид весьма натурального благодаря художнику Ольге Хлебниковой и оператору Алишеру Хамидходжаеву.

В брежневское время подобная история, скорее всего, была бы превращена в перевоспитательно-производственный кинороман, по ходу которого молодые шалопаи трансформировались под влиянием сознательных рабочих и вместе с ними совершали трудовой подвиг при ликвидации аварии или в борьбе за рекордный улов. В горбачёвское – то же могли бы делать новички, внедряя прогрессивный способ ловли рыбы и преодолевая сопротивление старых консерваторов. Но Хлебников и Мещанинова идут другим путём – затрагивают разные стороны морской жизни, не углубляясь ни в одну. Салаги натыкаются на заведённые порядки, но приспосабливаются к ним в процессе работы, отчасти под опекой морского волка Геннадия (колоритный Александр Робак), у которого две дочки в их возрасте. Интеллигентный и менее зависимый Никита вписывается в команду не без труда, а его приятель – легко. Конфликт между младшими и старшими пустяшный – ну, занимает практикант единственную душевую кабинку на полчаса, тратит пресную воду, не думая о других, и что? Сказать ему пару резонных слов с матом или без оного – никуда не денется, подыщет для водных процедур другое время. Хотя довольно странно, что живший в общаге мореходки и не наглый по природе парень не знает правил общежития. Также неясно, почему просоленные моряки недовольны тем, что капитан приказал им инструктировать первоходов – не могут же старые волки не знать, что для травмоопасной профессии это обязательно в общих интересах, не говоря об отдельном удовольствии покомандовать молодыми.

Столь же несерьёзно столкновение менталитетов. Не собирается Никита стать моряком, а хочет быть самим собой и заработать на поездку в Дубай – где тут повод для зависти или злобы со стороны «отцов»? Они же не рабы на галерах – есть время между ходками, есть отпуска. Труд нелёгкий, но заработок в зависимости от судна и улова от 100 до 300 тысяч в месяц – можно и дома гульнуть, и сгонять, куда бабла хватит. Однако в картине речи нет о деньгах, как нет экзистенциальных разговоров или, допустим, упоминаний об экологической ситуации, вызванной хищническим рыболовством. Да и в гибели одного из героев нет чьего-то умысла или непосредственной вины: парень встал под грузом, и никто не заметил, что трос перенатянут. Словом, реальный материал для общих выводов отсутствует, и можно с удовольствием смотреть на экран, вовсе не заморачиваясь какой-то проблематикой. Другое дело, что прокатный успех «Снегиря» под большим вопросом – это ведь не приключенческое кино в духе «Острова сокровищ», не триллер и не хоррор.

Интересно, что картина была выбрана для показа на открытии ММКФ и за два месяца собрала букет отзывов, акулья доля которых написана рецензентами, отродясь не ходившими в море, так что читать публикации не менее увлекательно, чем смотреть кино. Кто-то, например, пишет, что продюсеры поскупились купить живую рыбу и из поднятого на палубу трала вываливается дохлая – чего, по мнению пишущего, не может быть. Столь же занятно знакомиться с суждениями рецензенток о жизни чисто мужского сообщества – в частности, о замеченной ими дедовщине и конфликте поколений. Или наткнуться на сравнение траулера со страной, которая хоть и вторглась в чужие края (то бишь норвежские территориальные воды) в погоне за рыбой, но при этом спасла четырёх норвежцев с тонущего сейнера. Комично, однако ничего не поделаешь: апофения, она же гиперсимволизм, – такое же неотъемлемое свойство современной кинокритики, как типизация – литературы соцреализма.

Тэги: Фильм Мнения
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Гражданская война: кто виноват?

    230 голосов
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS