Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июля 2019 г.
  4. № 27 (6696) (02.07.2019)
Литература Библиосфера

Бунт диктатора

03 июля 2019

Вячеслав Ставецкий. Жизнь А.Г. – М.: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2019. – 316 с.: ил. – 2500 экз.


Середина ХХ века. Испания. Вымышленный диктатор, преисполненный любви к своей родине прошлого, жаждущий оживить в ней дух Кортеса и Писарро. Но выходит по-донкихотски и неуклюже, как и сама его полноватая фигура. Всё, чего он добился, это высот в жонглировании, но уже на излёте своей карьеры.

Скорее это послание о расхождении идеала и действительности. О попытке воплощения некоторого подобия Царства Божьего на земле. Да, да, о тех самых «розовых христианах», идеалистах или, например, о страстных печальниках по СССР, жаждущих непременно его реанимировать во всём лубочном величии. Это ведь тоже наша великая история, но если к ней прилепиться, впасть в зависимость и ничего, кроме неё, впереди не видеть, то реконструируемая реальность вполне может начать переливаться бликами шутовства и трагедии.

Главный герой «Жизни А.Г.» Аугусто Авельянеда так и не смог построить «новую Испанию», а только пародию – диктаторский выморочный и скоропортящийся режим. Неудачей обернулись и попытки «творить свой народ», создать «нацию сверхчеловеков». Мечты о величии, что рыцарские романы у идальго, затмили реальность и стали её подвёрстывать под себя, создавая нечто странное и нежизненное. Как у Дон Кихота, его воображение было полностью поглощено тем, что отчитал в детстве, плюс к этому прибавилась мечта о покорении космоса. Из шишака сделал шлем, клячу возвёл в ранг Росинанта, сделал огромный танк, который ни на что не способен и подводную лодку на вёслах. Настоящим же странствующим «рыцарем» стал лишь после всех диктаторских трудов, уже в клетке, кочуя из города в город и потешая публику.

«Сколько беззаконий предстоит ему устранить, сколько кривды выпрямить, несправедливостей загладить, злоупотреблений искоренить, скольких обездоленных удовлетворить!» – с этим герой Сервантеса отправлялся в путь. Для этого пытался изменить свою Испанию и странный диктатор Ставецкого. Ветряными мельницами стала «духовная проказа» – буржуазность, которой Авельянеда объявил войну, он «не желал, чтобы наследники Кортеса и Писарро походили на изнеженных европейцев, тупоумных рабов капитала».

Однако после в его стране расцвело всё, что он презирал, что мешало возвращению величия: цветение «рекламы таинственной кока-колы», «мерзейший американский ширпотреб», торг, который «был повсюду, дикий, необузданный торг». При этом «его народ, вчерашние сверхчеловеки, вновь обратился в стадо плебеев, и обратился с радостью, как будто только того и ждал». Выходило, что люди, «всё безнадёжнее увязая в своём лицедействе... лишь искусно притворялись», даже «несмотря на жертвы, принесённые во имя их совершенства». Что остаётся? Самому стать лицедеем…

Понятно, что в романе Испания, как и диктатор, весьма условны… и как тут без отсылок к нашим палестинам. К той же недавней истории, когда советские, закалённые сталью, сверхчеловеки моментально растеряли себя полностью, вооружившись розовыми очками, побежали за джинсами, жвачками и свободами, оставляя после себя разваленную страну. Тоже форма лицедейства? Или обольщения? Как ни закаляй человека, как ни выводи его новую породу парящих орлов, а он остаётся прежним со своим подпольем, страстями и пороками, а им только дай шанс... Человеческая природа такова, что как только ослабишь вожжи, так сразу все возжелают встать в ряды «тупоумных рабов капитала». Но быть может, эти вожжи и не нужны вовсе, а пассионарность правителя, воспламеняющая массы, потом вгоняет их в тяжкое похмелье?..

Всё зачиналось через благие намерения и жажду возвращения статуса не только супердержавы прошлого, но и владычицы космоса, о котором грезил мечтательный диктатор. Ракета и космос как предчувствие – в этом была заложена надежда на изменение человека и реальности, но уже за пределами дивного мира. В нём слишком ощутима сила земного притяжения, и как ни взлетай, всё равно далеко не улетишь.

Во власти герой был в плену своих фантазий, которые пытался воплотить в реальности, но по-настоящему свободным он стал только в клетке, научившись особому восприятию окружающего мира, абстрагировавшись от него, практически попав в тот самый желаемый космос. Он перестал быть зверем в клетке, а стал зрителем, изучающим человеческую природу и приходящим к осознанию того, почему все его труды по изменению этой природы пошли прахом.

Важны взаимоотношения власти и масс: диктатор, пытавшийся изменить свой народ, народ, старающийся упаковать в багаж бывшего правителя всё плохое и будто ритуально избавляющий себя от всего этого скарба. В финале «простейшей моделью космического корабля» стала гильотина – воплощённая мечта, но за пределами жизни. Так Аугусто Авельянеда «примирился со своим народом», потеряв голову.

В романе показаны своеобразные качели реальности и власти. Положение дел, кажущееся монументальным и неизменным, может в одночасье измениться. Эпос – превратиться в сатиру, а диктатор – в шута из клетки. Бунт диктатора – шутовство. Властитель и шут – древний сюжет двойничества власти, как две стороны одной монеты.

«Жизнь А.Г.» – отличный дебют Вячеслава Ставецкого и искусно написанный. Даёт большой простор для разговора. Роман не назидательный, не идеологический и потому не прямолинейный. Своеобразная притча, поднимающая массу вопросов. Видимо, поэтому и Испания, и вымышленный диктатор, ведь если писать ближе к нашим реалиям, то сложнее будет абстрагироваться...



Тэги: Вячеслав Ставецкий Жизнь АГ
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS