Он мощно вошёл в профессию. Когда читаешь список киноролей Бурляева (а их более 50), вспоминаешь и героя старой и давно любимой картины «Мама вышла замуж», и работу у Петра Тодоровского в «Военно-полевом романе» – немного нелепого, но искреннего Александра Нетужилина, не забывшего фронтовую влюблённость, и других. А Иешуа в экранизации «Мастера и Маргариты»! Юрий Кара утвердил актёра на эту роль наперекор худсовету.
Бурляев учился режиссуре во ВГИКе у прекрасных мастеров – Михаила Ромма и Льва Кулиджанова. Но фильмов поставил всего пять, включая «Лермонтова» и «Всё впереди» по роману Василия Белова. С «Лермонтовым», который первоначально назывался «Сын вольности», история почти мистическая: Николай Петрович жил в старом московском доме, где когда-то обитал и будущий убийца поэта Мартынов. Фильм в штыки приняла либеральная критика. Каких только ярлыков не навесили на режиссёра и исполнителя главной роли! Как написала когда-то Елена Ямпольская о своём нынешнем коллеге по Патриаршему совету по культуре: «Бурляев для одних – патриот и подвижник, для других – реакционер и мракобес».
Главным делом жизни стал для него фестиваль славянских и православных народов «Золотой витязь», президентом, а точнее – организатором и вдохновителем которого он является более 20 лет. Это давно не только кино-, но и театральный фестиваль, отмечающий по-настоящему заметные работы.
3 августа народному артисту России Николаю Петровичу Бурляеву исполняется 70 лет. Желаем новых творческих свершений и доброго здоровья! Уверены: отечественному искусству он нужен.
«ЛГ»