Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2021 г.
Общество

Бутылка виски вблизи амвона

Толерантность добралась до церкви

18 мая 2021

Католический собор Санта Клара в центре Стокгольма (на фото) напротив крупного универмага «Оленс» великолепен, высок, виден из всех районов. Это не только исторический памятник и уникальный архитектурный объект. Когда я жил в столице, это было лет двадцать назад, иногда заглядывал в собор. Можно было спокойно посидеть наедине со своими мыслями, осмотреть реликвии храма, без спешки поговорить с настоятелем.

Как же был удивлён, даже поражён, когда во время недавней поездки в столицу, зайдя туда, прямо с порога натолкнулся на совсем другую картину. От торжественной и протестантски скромной атмосферы не осталось следа. В нос жахнуло запахом мочи и несвежих тел, а звуковой фон состоял из странной смеси храпа, приглушённых всхлипываний на одной из боковых скамеек и невнятного бормотания. Неподалёку от входа спал человек в рваной одежде, рядом развалилась ещё пара таких же с початой бутылкой спиртного в ногах. Правда, увидел двух пенсионеров. Они с испуганным видом, чуть ли ни прижимаясь к стене, листали Библию.

Я обратился к служителю, выразив удивление: мол, не упомню такого! Он с нотками оптимизма ответил:

– Все дети Божии. Хоть бездомный, хоть наркоман. Всем приют нужен.

Я возразил, что «приют» не стоило бы предоставлять тем, кто не проявляет уважение, но служитель уже утратил ко мне интерес.

Невольно вспомнился разговор двухлетней давности с приходским священником тысячелетней церквушки Энеби в Норрчёпинге. Тот сетовал на резко участившиеся случаи воровства и вредительства. Тащат всё: книги, элементы декора, садовый инвентарь, ломают или портят скамейки. К полиции, говорил он, можно не обращаться – ей едва хватает сил отслеживать тяжкие преступления. В будни церковь стали просто закрывать, делая исключения лишь для организованных туристов.

Хотя чему удивляться? Когда власть и церковная, и административная запитаны из одного источника под названием «мультикультурализм» и «толерантность», иного ждать нечего. На последнем гей-параде в Стокгольме шведская церковь не только имела группировку активистов, но привлекла даже детей, поставив для малолеток особую палатку. Там они могли, к примеру, облачиться в нестандартный наряд, мальчики – примерить юбки. Имелось, конечно, и бесплатное «толерантное» чтиво, разъясняющее «правильность» однополых браков.

Совсем недавно, в пасхальное воскресенье, которое в Европе выпало на 4 апреля, на популярный у шведов телеканал СВТ пригласили представителя одной из нехристианских конфессий для объяснения коренному народу и иммигрантам значения Пасхи. Проповедник мимоходом заметил, что понимает желание шведов отмечать Пасху, хотя лично он к торжеству. безразличен. Впрочем, само празднование теперь в Европе лишь тень былого: библейские истоки не разъясняются, всё сводят к заготовке деликатесов и пёстрым украшениям из каких-то перьев. Ну и бытовая радость: Пасха дарит дополнительные выходные.

На таком фоне можно не удивляться высказываниям отдельных так называемых прогрессивных, высокопоставленных представителей духовенства о «неприемлемости» Библии с точки зрения современной жизни, ибо Писание, по их разумению, недостаточно толерантно. Среди их «новаторских» идей есть даже теория создания некой универсальной веры в высший разум наподобие суперкомпьютера. И хорошо бы без. души. А что? Уж рубить так рубить! Кому не нравится – привыкнут.

Позиции рядовых служителей церквей пока разнятся. Кто-то пытается служить традиционно, кто-то увольняется. Иные, слепо веря начальству, с уже промытыми мозгами безропотно играют в театре абсурда...

После инцидента со взятием заложников при ограблении одного из банков Стокгольма в 1973 году появился термин «стокгольмский синдром». Он означает бессознательную связь и даже взаимную симпатию, возникающую иногда между заложником и агрессором. Отождествлять себя с противником, переняв его идею для достижения якобы общей цели, – типичный симптом стокгольмского синдрома. Мудрые служители культа всё же считают, что не следует падать духом даже в тяжёлых случаях проявления синдрома. Мол, надо надеяться на помощь свыше, всё встанет на свои места. Но пока деградирующее общество уходит всё дальше и дальше от Бога.

Константин Чекушкин, писатель, Стокгольм – Норрчёпинг

Обсудить в группе Telegram

Константин Чекушкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS