Накануне Нового года депутаты разработали и отправили на отзыв в правительство законопроект о борьбе с пропагандой и оправданием домашнего насилия. Похоже, инициаторы – члены партии «Новые люди» – нашли в подходе к профилактике домашнего насилия ту золотую середину, которую долгие годы никак не удавалось обнаружить. И помогла им вступившая в силу 4 декабря 2024 года статья 6.21 КоАП РФ о «Пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, отказа от деторождения».
Казалось бы, предложенный в 2019 году и так и не принятый закон – «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» – практически о том же. Но в отличие от нынешнего о запрете пропаганды он был нежизнеспособен. Семейно-бытовое насилие в нём раскрывалось как «умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания».
Но всё дело в том, что, к примеру, причиной психического страдания может выступать не только насилие, но и наказание, к которому родители прибегают с целью воспитания детей. Ведь мало кто воспринимает наказание с радостью, обычно оно сопряжено хотя бы с незначительным психическим страданием. Следовательно, законопроект не предусматривал градации между педагогически оправданным наказанием, к которому дети часто относятся с пониманием, и насилием. Первое законно, второе содержит в себе произвол. Но под предложенное определение подпадали оба понятия.
Указанная на первый взгляд небольшая неточность не так уж невинна. Если люди начнут воспринимать любое, даже незначительное, психическое страдание как посягательство на свои права, наше общество станет больным. Кто-то начнёт требовать для себя создания особых тепличных условий, где бы он не подвергался какой бы то ни было угрозе психического страдания. Но не испытывать психических страданий – удел Божиих избранников, которые достигают состояния мира неустанной молитвой и вниманием к малейшим движениям своей души. Второй путь – поместить человека в информационный вакуум, лишив его общения с себе подобными, потому как оно почти всегда сопровождается психическими страданиями. Но разве подобная изоляция человека не хуже любой самой жестокой казни?
Всякому ясно: и в семье, и в коллективе, без каких-то взаимных обид, конфликтов не обойтись. Важно научиться их разрешать без гнева и приступов ненависти. Закон не должен отрываться от жизни, не должен выстраивать какую-то идеальную, в смысле далеко отстоящую от реальности, семью и выставлять её как эталон, чтобы иметь повод всех, кто эталону не соответствует, попросту выражаясь, нагнуть. Вот, мол, пригрозил ребёнку пальцем, повысил голос, доставил психическое страдание… Как посмел?!
Следующая проблема – провоцирующее поведение. Человек может осознанно раздражать того, с кем совместно проживает, преследуя свой интерес. Сам он (или она) может вести себя тихо и скромно, при этом постоянно делая чувствительные словесные уколы противоположной стороне, вызывая приступы раздражения. Одновременно может писать жалобы в соответствующие инстанции, вызывать свидетелей, которые смогли бы подтвердить: да, действительно, противоположная сторона повышала голос и говорила грубости. И всё с одной целью – добиться, к примеру, раздела жилплощади на своих условиях.
Чем меньше органы власти будут без приглашения соваться в семейную жизнь, тем лучше. Общество состоит из семей и отдельно взятых личностей. И семья – первая, наиболее важная ступень социализации личности. Если приучить людей к мысли, что семейная жизнь нуждается в постоянном контроле и особом штате надзирателей, люди просто откажутся от семейной жизни как первой ступени ограничения их свободы со стороны государства.
Зачем поощрять доносительство, скандалы, к чему косвенно призывал законопроект 2019 года? Пусть семья сама справляется со своими конфликтами без вмешательства посторонних, покуда это не угрожает жизни и здоровью её членов.
А вот пропаганду семейно-бытового насилия нужно пресекать на корню, что и постулирует законопроект «Новых людей». Пусть он начнёт работать, пусть появятся первые оштрафованные за призывы к насилию в семейном или околосемейном быту. Тогда и до других видов насилия проще будет добраться. Потому как разновидностей насилия может быть много, причина же одна – губительная страсть, прокрадывающаяся в человека и постепенно его порабощающая.
Источник насилия – страсти гнева и ненависти. И если мы действительно хотим понизить в обществе градус насилия, лучше бороться с его первопричинами, а не пытаться купировать следствия, тщетно отрубая головы Гидры, – потому что пока отрубается одна, тут же вырастает другая.
На всё более расширяющемся рынке информационных услуг люди, к сожалению, приобретают в первую очередь то, что тешит их страсти – похоть, тщеславие, гнев, сребролюбие, чревоугодие. Можно по сто раз на дню говорить, как это плохо. Но когда страсть овладевает рассудком, любые доводы бесполезны. Всякая страсть, как голодный и хищный зверь, требует пищи, притом во всё возрастающем количестве.
Если взять страсть гнева, поначалу человека, обладаемого ею, удовлетворяют игры, где он супергерой, изящно истребляющий своих врагов. Так формируется душевный навык, закладывающий модель поведения. На следующем этапе человек может довольствоваться злобными словесными выпадами в отношении окружающих. На заключительной же стадии он переходит к действиям – дома, на улице, где угодно, где удобнее. И будет по возможности безнаказанно приносить всё более тучные жертвы кумиру своей ущербной психики.
Увы, на Руси домашнее насилие имеет продолжительную историю развития, хотя ни Священное Писание, ни святые отцы подобному не учили. Отражение этой застарелой болезни содержится, например, в памятнике литературы XVI века «Домострой», несправедливо обозначенном либералами XIX века в качестве пособия по домашнему насилию. Русский «Домострой» среди прочего ставил целью сделать повсеместно утвердившийся обычай более гуманным, поэтому рекомендует употреблять плеть вместо куда более дикого битья кулаками, ногами и разнообразными тяжёлыми предметами, от чего жертвы такого битья иногда становились калеками либо умирали.
Замечу: телесные наказания существовали не только на Руси, но и повсеместно. В Великобритании, например, телесные наказания в школах были отменены только в 1986 году. Если там в школах можно было бить детей, то уж дома – тем более.
Казалось бы, такого рода реформам можно только порадоваться. Но не всё так просто. Потому как с каждым годом возрастает агрессивность подростков в школе и на улице. Она имеет две причины. Первая: пропаганда насилия через компьютерные игры, фильмы и видеоролики. Вторая: дефицит власти педагогов. При нарастающем вакууме законной власти всегда начинает проклёвываться власть другого рода. Так что самые благородные права и свободы, когда человек элементарно не воспитан, ведут к разнузданности и самому дикому произволу. То и дело приходят сообщения из самых разных стран мира о жутких расправах, зачастую с применением огнестрельного оружия, школьников над своими товарищами и учителями.
У неуравновешенных подростков, чьи имена всё чаще мелькают в сводках новостей, психика расшатана безудержной пропагандой насилия. В их сознании сложился идеал человека, который выше окружающих, поэтому может позволить себе лишать их жизни.
Оставляя без внимания преступную пропаганду насилия, наше общество получает всё пополняющуюся армию своих врагов – потенциальных убийц. Поэтому в наши дни по-новому должны зазвучать слова из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Перед этими вечными словами как-то меркнут, звучат неосновательно расхожие утверждения наподобие такого: «Бьёт – значит любит». Кто любит, тот понапрасну не будет гневаться, тем паче прибегать к рукоприкладству.
Тема деликатная, тонкая. Дай Бог, чтобы закон работал на оздоровление наших нравов, на укрепление семьи, общества и государства.
Священник отец Сергий Карамышев, Рыбинский район Ярославской области