Или почему наш дом больше не крепость
Летом, как и многие москвичи, мы спасались от жары на даче. Но недолго чистому воздуху и тишине радовались. На соседнем участке воцарился новый собственник. Развлекался он так. По субботам, ночью, имел обыкновение пускать с гостями фейерверки и устраивать стрельбища, а в воскресенье, опохмелившись, хватался за дрель и начинал с усердием ремонтировать то крышу дома, то баню. В ответ на просьбу проявить как к людям, так и к закону, запрещающему шумные ремонтно-строительные работы в выходные, уважение, ухмыльнулся: «У нас в области такого закона нет».
Действительно, на сайте Московской областной думы, кроме закона «Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время», никакого другого нормативного акта я не нашла. Ограничения на превышение шумового порога в 50 децибел в выходные и праздничные дни здесь не введены.
КРЕЙЗИ-ХАУС
Дача давала нам, как и трём миллионам москвичей, живущим, по данным экологических обследований, в зоне запредельного шумового загрязнения, возможность хотя бы частично передохнуть от стрессовых перегрузок. Под окнами нашего огромного десятиподъездного дома – мы живём на Олимпийском проспекте – круглосуточно ревёт нескончаемый поток машин (шум – свыше 80 децибел). В последние годы к этим источникам загрязнения добавился новый – беспрерывные ремонты и переустройство жилья. Не так давно в нашем подъезде был поставлен рекорд: одновременно благоустраивали четыре квартиры. От визга перфораторов и отбойников, крушивших в течение нескольких месяцев стены и перегородки, жильцы чуть не тронулись умом: пенсионеры и молодые мамы с малышами спасались во дворе на скамейках, работающие граждане – в конторах. Однако сам ремонт с переустройством оказались ещё цветочками…
Сначала соседка в квартире этажом выше полгода (!) грохотала у нас над головами – не сама, конечно, а её наёмная бригада. Умная женщина, чтобы не трепать себе нервы в конфликтах с соседями, благополучно отбыла на другую квартиру, оставив нас один на один с ремонтниками. Те вначале требовали показать им закон, запрещающий использовать перфораторы, когда им вздумается, а потом и вовсе перестали открывать дверь. Позже выяснилось, что помимо перепланировки рабочие изменили конструкцию полов, сняв толстый советский линолеум, уложенный на звукоизолирующие материалы, и заменив его ламинатом, брошенным на голый бетон.
Теперь соседка со своими домочадцами в буквальном смысле ходит у нас по головам, выводя из себя неожиданными громкими звуками падающих предметов, скрежетом перетаскиваемых стульев, хлопаньем входных дверей, руганью и ночными «скачками». У меня гипертония. После того как внучок соседки в 12 ночи начал стучать молотком, несколько раз вызывала «скорую помощь». Потом, оставив бесполезные интеллигентские штучки и призывы к милосердию, решила обратиться за помощью к тем, кто стоит на защите общественной безопасности и конституционного права граждан на комфортную среду обитания. Но вначале поинтересовалась состоянием законодательной базы в этой сфере.
ДЕЛАЙТЕ ВАШУ РАБОТУ, ДАМЫ И ГОСПОДА!
Вот что выяснилось. Столичный закон «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» практически не работает, так как его положения – это набор деклараций. Лишённый механизма исполнения и санкций против чиновничьего бездействия напоминает инвалида, лишённого ног.
Есть другой, более «вменяемый» нормативный акт, касающийся регламентации ремонта. Это постановление правительства Москвы «О реализации положений Жилищного кодекса и правовых актов, регулирующих переустройство и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах». В постановлении и в двух приложениях установлено, что о ремонте с переустройством и перепланировкой жилого и нежилого помещения (изменение конструкции стен, полов, дверных проёмов, вентиляции и т.д.) должны быть извещены управляющие компании, техники-смотрители, а также соседи. Такой порядок предотвращает конфликты между жильцами, да и бережёт их жильё от возможных аварий, протечек и проломов вследствие безграмотных или неправомерных действий. Есть и другое важное условие. Так как при проведении таких работ применяется профессиональное строительное оборудование, превышающее допустимые санитарно-гигиенические нормы по шуму (50 децибел) в два с половиной раза, их использование ограничено. В Москве оно запрещено с 19 часов вечера, а в воскресные и нерабочие праздничные дни – полностью. Нарушителей ждут штрафы до двух тысяч рублей (физические лица) и до 300 000 рублей (юрлица).
Кто же должен следить, чтобы эти правила не нарушались? В соответствии с Жилищным кодексом РФ главным государственным органом надзора и контроля являются органы жилищной инспекции. Например, Мосжилинспекция совместно с управами и префектурами обязаны контролировать переустройство жилых помещений, просвещать жильцов, а к нарушителям применять меры воздействия вплоть до подачи исков в суд. Ведь в соответствии со ст. 30 п. 4 Жилищного кодекса РФ и ст. 17.3 Конституции РФ осуществление прав и свобод гражданином (собственником жилья) не должно нарушать права и свободы других лиц (собственников жилья.).
Как же выполняются эти вроде бы разумные нормы?
В августе прошлого года я стала обращаться за помощью в различные властные инстанции и даже побывала на приёме у депутата Мосгордумы И. Святенко. Просила собрать комиссию, обследовать квартиру соседки и побудить её восстановить прежний режим звукоизоляции. Вот некоторые ответы.
Из ОВД Мещанского района от начальника отдела МОБ Валиева: «В ходе проверки опросить гр…. не представилось возможным, дверь в квартиру № … не открывают. По результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела…»(?!)
Начальник инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах Мосжилинспекции А. Галинников: «…В ходе неоднократных комиссионных проверок совместно с представителем УК «ЗАО «Ремстройсервис» 03.09.10, 22.09.10, 20.12.10 обследовать кв. № … на предмет возможного переустройства не представилось возможным в связи с необеспечением доступа собственником».
Нынешней весной ко мне пожаловали представитель нашей УК «Ремстройсервис» А. Бухов и сотрудница отдела Мосжилинспекции Е. Сереброва. Они известили, что только что пытались войти с проверкой в квартиру гр. .., однако собственница заявила им через дверь, что их не пустит.
До чего же беспомощен российский государственный надзор перед хамством нарушителей закона и как он чёрств к законопослушным гражданам, которым нужна помощь власти! Ну кто мешал инспектору вызвать для подкрепления милицию (полицию) – см. ст. 19.4 КоАП РФ о наказании граждан, не повинующихся законному требованию должностного лица или органа госнадзора и мешающему ему (им) исполнять свои служебные обязанности? Кто мешал участковому уполномоченному власть употребить? Никто, но только «участок» – это давно заброшенная нашими стражами порядка территория, которая удостаивается внимания лишь в случае смертоубийства. Мещанская межрайонная прокуратура и депутатша вообще не соизволили ответить.
Недавно перед жителями нашего дома выступала с отчётом о работе генеральный директор нашей управляющей компании «Ремстройсервис» Людмила Беляева. Отвечая на многочисленные вопросы по жилищно-коммунальному обслуживанию, на один она дала поразительный ответ. Интересовало нас вот что: сколько было составлено актов проверки по фактам несанкционированного переустройства жилья и шума. Прозвучал ответ: «Ни одного, так как жильцы, на которых жалуются, не открывают двери». И такая ситуация, уверяла глава управляющей компании, сложилась во всей Москве.
«Да ни для кого не секрет, почему жильцы не открывают двери», – объясняли мне на следующий день после собрания прораб «Ремстройсервиса» Павел Бургуван и бригадир сантехников Николай Скобаль.
– Во-первых, в районе много хозяйчиков, которые скупили квартиры в домах по Олимпийскому проспекту, проспекту Мира, в Грохольском переулке и т.д., сдали их в аренду или превратили в гостиницы одного дня, налоги не платят, а квартирантам строго-настрого наказали никому не открывать.
Другая категория собственников – люди, которые, ничего не смысля в сложном инженерно-техническом оборудовании жилья, делают перепланировки. Да вот свеженький пример. Позвонили сегодня жители из шестого подъезда вашего дома: подмес идёт, то есть течёт или одна холодная, или одна горячая вода. Вычислили круг «подозреваемых» – четыре квартиры, где наверняка забыли выключить водонагреватель или биде. Стали звонить. Никто не открыл. Тогда мы пошли на хитрость. Спустились и нажали на номер одной квартиры на домофоне – так и проникли, и попали в точку: водонагреватель забыли выключить!
Чего мне только не порассказали о безобразиях, творимых собственниками, один деятель вообще снёс нишу на кухне для вентиляционного короба и засунул туда… холодильник. И ещё раз повторили: не открывает тот, кто не в ладах с законом.
НЕУЖТО СОБИРАТЬ ОТРЯД САМООБОРОНЫ?
Недавно были приняты поправки в Жилищный кодекс РФ, однако они ничего не решают. Начинать надо с другого. Давно пора дать чёткое правовое определение понятию «жилое помещение» как месту рекреации семьи, где занимаются воспитанием детей, интеллектуальным трудом. Пока оно воспринимается как ночлежка с койко-местами, обитатели которой выполняют простейшие биологические функции.
Кроме того, необходимо прописать соблюдение обязательных процедур в отношениях между собственниками жилья, между собственниками и управляющими компаниями, жилищными инспекциями в случае проведения долгосрочных ремонтов и переустройств с введением санкций против нарушителей. Очевидно, и в законе «О полиции» есть смысл расширить перечень ситуаций, когда полиция может в экстремальных ситуациях заходить в жилые помещения без согласия проживающих там граждан и собственников (аварии, ночной шум и т.д.), чтобы тут же по горячим следам составлять акты о нарушении и направлять в административные органы. Как это делают в Великобритании, Германии и других европейских странах.
Кое-кто из отчаявшихся жильцов (прочла на сайте подмосковного г. Железнодорожного) уже не в шутку, а всерьёз предлагает организовывать в подъездах группы самообороны из сознательных и крепких телом соседей. Даже термин придумали: «Быкожильцы»! На сайте Санкт-Петербурга, где также обсуждается эта тема, прочитала отчаянное письмо Сергея Семёнова, которого сосед-пьяница и наркоман уже довёл до исступления ночными оргиями: «Мне 50 лет, я жил при всякой власти, покатался по России и по зарубежью, но никогда в моей жизни подонки и пьяная мразь не была так активна, как в это время, чувствуя безнаказанность. Подумываю найти альтернативных ребят, заплатить деньги и… спать спокойно…»