Чешский писатель Милан Кундера известен российскому читателю в основном по роману «Необыкновенная лёгкость бытия».
Кундера родился 1 апреля 1929 года в Брно. Учился на философском факультете Карлова университета в Праге, но, не закончив его, перешёл на факультет кинематографии Музыкальной академии.
Кундера считается известнейшим чешским писателем. Между тем, эмигрировав во Францию с начала 70-х гг. прошлого века, по-чешски Кундера свои произведения не пишет. В 2007 году писателю была присуждена Государственная премия Чехии по литературе.
12 октября 2008 г. Чешское телевидение, ссылаясь на материалы еженедельника «Респект», сообщило зрителям, что Милан Кундера в 1950 году при коммунистическом режиме донёс спецслужбам на Мирослава Дворжачка – друга знакомой студентки по общежитию.
В чешской прессе опубликована запись показаний Милана Кундеры службе безопасности в Праге, произведённая 14 марта 1950 года в 16 часов, с указанием его фамилии. Из записи однозначно вытекает: М. Кундера сообщил службе безопасности о том, что студентка Ива Милитка, живущая в общежитии, встретила в Праге хорошо ей знакомого Мирослава Дворжачка, находящегося в розыске, и сообщила об этом студенту Дласку. В этот же день в 20 часов вечера при посещении общежития М. Дворжачек был арестован.
Мирослав Дворжачек дезертировал из армии и с весны 1949 г. нелегально находился в Германии. Он был объявлен в розыск чешскими службами безопасности, которые подозревали, что он завербован немецкими спецслужбами.
Вначале Дворжачку грозила смертная казнь, но, учитывая, что ему было только 22 года, он был осуждён на 14 лет и отбыл наказание на урановых рудниках под городом Пшибрамом. С 1968 года Дворжачек с женой Марцелой живёт в Швеции.
Пресс-атташе Учреждения по изучению тоталитарных режимов Йиржи Рейхл заявил, что запись показаний Милана Кундеры – подлинный документ, хранившийся в архиве служб безопасности, и его подделка исключена.
– Мы не нашли в документе ничего, что бы не отвечало реальности, – заявила жена Дворжачка Марцела. – Сам Дворжачек, ознакомившись с документом ещё прошлым летом, получил инфаркт, и поэтому отказывается от всяких комментариев, – добавила Марцела.
Опрос общественного мнения показал, что из 9440 читателей 83,6% считают, что Милан Кундера донёс на Дворжачка, 16,4% этому не верят.
Какова же реакция на происходящее самого Милана Кундеры?
Коротко её можно охарактеризовать как вялую и невнятную. В телефонном разговоре с агентством ЧТК вечером 13.10.2008 г. Кундера заявил, что «только вчера узнал о случившемся… это удар под дых… это хорошо подготовленное покушение… материалы вышли в тот день, когда открылась Франкфуртская книжная ярмарка… эту студентку (Милитку) я не помню, в общежитии жило около 200–300 человек».
«…По моему мнению, это неправда. Как туда попало моё имя – это загадка, которую я объяснить не умею», – заявил также Кундера.
Бывший председатель ПЕН-клуба, сценарист и писатель, а в прошлом политзаключённый Йиржи Странски сказал, что его удивило то, что говорил Кундера в свою защиту. Писателю стоило бы быть более конкретным. Правду надо говорить проще.
Некоторые представители творческой интеллигенции, например Людвик Вацулик, режиссёр Вера Хутилова, считают информацию о доносе Кундеры неправдивой.
Все многочисленные комментарии носят противоречивый, эмоциональный характер и не подтверждаются новыми фактами. Пока факт один – протокол показаний Милана Кундеры.
Что дальше? Похожее мы читали и об А. Солженицыне. Реакция схожа – кто-то верит, кто-то не верит… Люди вообще больше склонны верить или не верить, нежели сомневаться. А всякая вера (или отсутствие её) не требует фактов…
Видимо, этот скандал мирно угаснет, как и подобные остальные, тем более что у населения Чехии сегодня достаточно более животрепещущих проблем.
, собкор «ЛГ» по странам Восточной Европы
КОММЕНТАРИЙ «ЛГ»
Независимо от того, замешан или нет Милан Кундера в истории с доносом, надо сказать, что практика доносительства была весьма распространена в 50-е годы прошлого века среди будущих чешских диссидентов. Один из деятелей Пражской весны Зденек Млынарж писал в своей книге «Мороз ударил из Кремля», что чехословацкие студенты в Москве (и он в том числе) буквально заваливали госбезопасность Чехословакии доносами друг на друга. Это явление приобрело такой массовый характер, что один из руководителей КПЧ Антонин Запотоцкий во время посещения Москвы был вынужден призвать молодых фанатиков не губить друг друга. Но фанатизм, как известно, может принимать совершенно неожиданные формы: к примеру, вчерашний пламенный сталинист становится со временем ярым «борцом с тоталитаризмом»…