Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Была без радости любовь

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Денис ЖУЛИН (www.mayakovsky.ru)«Таланты и поклонники» А.Н. Островского в Театре имени Вл. Маяковского

Сразу же оговорюсь: в целом я голосую за этот спектакль. После всех злоключений, выпавших в последнее время на долю многострадального театра, не вникая в подробности и не уточняя, кто виноват, я присоединяюсь к тем, кто со вниманием следит за перипетиями сюжета пьесы, а по окончании представления неоднократно вызывает артистов. Потому что продолжаю ходить в театр в предвкушении праздника. А какой может быть праздник без взаимопонимания между сценой и залом?

«Таланты и поклонники» не принадлежат к числу забытых пьес А.Н. Островского. И сейчас в Москве их можно посмотреть на трёх сценах. Впервые я увидел эту комедию в конце 40-х годов прошлого века в Художественном театре с А. Тарасовой, О. Андровской, А. Зуевой, В. Ершовым, М. Прудкиным, И. Кудрявцевым. То был выдающийся спектакль, поставленный К.С. Станиславским в 1933 году. Позже огромное впечатление на меня произвела постановка этой же пьесы в Белорусском театре имени Янки Купалы с Ириной Жданович – Негиной. Видел я, конечно, и четырёх исполнительниц в прежнем спектакле Театра имени Вл. Маяковского, поставленном М.О. Кнебель.

К сожалению, в силу объективных причин я не успел познакомиться со знаменитым спектаклем Андрея Лобанова, появившимся в 1931 году в Студии под руководством Рубена Симонова, с Ксенией Тарасовой – Негиной. Но благодаря обширной прессе, мне кажется, имею достаточно чёткое о нём представление. Равно как и о первой постановке в 1881 году в Малом театре с Марией Ермоловой. По привычке многие продолжают бранить критику, но что бы мы делали без её свидетельств? Каждый раз заново открывали бы Америку?

Главная проблема связана с различной трактовкой образа Негиной. Сам Островский, великолепно знавший жизнь кулис, в том числе и провинциальных, дал для этого достаточно оснований в самой пьесе. Одни полагали, что Негина ни в чём не виновата. Виноваты условия жизни, которые толкают девушку на путь предательства Мелузова, в объятия Великатова. Другие считали, что, коль скоро она могла так поступить, её чувства не были по-настоящему глубокими: была без радости любовь, разлука будет без печали…

Станиславский, к примеру, утверждал, что Негина на самом деле не любила Мелузова, а мечтала только о сцене. И ради этого готова была пожертвовать чем угодно. Лобанов, в свою очередь, был уверен, что все эти Великатовы, Дулебовы и Бакины вместе с антрепренёром Гаврилой Мигаевым в 1931 году уже не представляют реальной силы в стране, где театры давно национализированы. К тому же он исходил из того, что сам автор определил жанр пьесы как комедия.

Вполне допускаю, что определённая логика в подобной трактовке вполне возможна, особенно в 30-е годы прошлого века. Но сегодня, когда один из самых крупных академических театров столицы принимает предложение успешного олигарха поставить пьесу с участием его подруги в главной роли, разумеется, со своим режиссёром, конечно, за его счёт, положение Негиной, согласитесь, снова не кажется таким уже безоблачным – вот ведь в чём парадокс!

Спектакль талантливого режиссёра Миндаугаса Карбаускиса отмечен разными достоинствами. В нём много выдумки. Но прежде всего это относится к актёрским работам. Рядом с великолепными, многоопытными Игорем Костолевским (Дулебов), Михаилом Филипповым (Великатов), Ефимом Байковским (Нароков) обращают на себя внимание Виталий Гребенников (Бакин), Анна Ардова (Смельская), Константин Константинов (Вася), Максим Глебов, с нескрываемым удовольствием и юмором исполняющий несколько эпизодических ролей, мужских и даже женских. Особая благодарность Расми Джабраилову – Ерасту Громилову. Трудно представить себе исполнителя, более не подходящего по своим внешним данным для этой роли. Здесь нужен был бы Александр Лазарев! Но вот, пожалуйста, такой пассаж! И какой успех! А Даниил Спиваковский – Пётр Мелузов, ненавязчиво сразу же намекнувший на  роли Пети Трофимова и Кости Треплева в чеховских пьесах.

Сложнее оказалось с Домной Пантелевной – Светланой Немоляевой. Не слишком уж похожа она на «совсем простую женщину», мечтающую заняться куроводством на приусадебном участке с лебедями. К тому же даже в партере вдруг нельзя было понять, что именно она лепечет: ничего подобного с опытной актрисой прежде не случалось. Ведь она – выпускница Щепкинского училища, где В.Н. Пашенная не уставала напоминать студентам: «Я купила билет за 1 рубль 20 копеек и хочу всё видеть и слышать!» Можно лишь представить, что сказала бы она теперь, когда билеты значительно подорожали…

Ещё сложнее впечатление от встречи с Негиной. Первый удар актриса получила от художника по костюмам Натальи Войновой. Трудно придумать более неудачный наряд, чем тот, что она предложила Ирине Пеговой в первом акте. Во втором, правда, положение несколько улучшилось. Главная проблема, на мой взгляд, связана всё-таки не с костюмом. Но прежде всего с индивидуальностью актрисы. Предположим, Негина на самом деле не так уж талантлива, как думает о ней Нароков. Ксения Тарасова говорила, что, по мнению Лобанова, она вовсе никакая не героиня, а скромная провинциальная девушка, с детства мечтающая о сцене. Но ведь и этого нет.

А тогда что остаётся? Хорошенькая, пышущая здоровьем барышня, которая не теряет зря время с Петей до той поры, пока её не поманит Великатов? Но в этом нет ни драмы, ни комедии. Одно дело, если человек ради возможности посвятить свою жизнь сцене приносит себя и свои чувства в жертву. И совсем другое, если нет ни того, ни другого. Тогда, выходит, права Домна Пантелевна с её меркантилизмом и прагматизмом. Только вряд ли с этим согласился бы Островский. Почему-то же он назвал пьесу «Таланты и поклонники». Не Смельскую же в конце концов имел в виду автор, хотя, возможно, и она не лишена дарования.

Саша сама говорит Пете о себе, что она не героиня.  Всё верно. Но чего ей стоит это произнести? И как трудно даётся ей такой выбор? Может быть, стоит несколько умерить комсомольский задор, меньше скакать, бегать и прыгать – всё-таки это Островский! И тогда из сосредоточенности, возможно, появится и больший смысл. И мы не просто обрадуемся удаче театра, обнадёживающему дебюту его нового руководителя, не только получим удовольствие, но и сможем догадаться, о чём же всё-таки нам хотел поведать театр?

Мне бы не хотелось, чтобы некоторые мои сомнения, которыми я пытался откровенно поделиться, показались кому-то ложкой дёгтя. Повторю: я голосую «за» и поздравляю театр с успехом, испытывая благодарность и подлинное уважение ко всем его создателям. Но именно это обстоятельство не позволяет мне быть снисходительным – в надежде на взаимопонимание. Тем более когда речь идёт о таком важном моменте: в театр пришёл новый руководитель – молодой, энергичный, талантливый, демонстративно обнаруживший серьёзное отношение к классике, в то время когда не принято слишком церемониться и обращаться с ней без помощи клея и ножниц, без перверсий и нецензурной лексики.

Так что уж будем надеяться!

В добрый час!

Борис ПОЮРОВСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Борис Поюровский

Борис Михайлович Поюровский (19 декабря 1933, Х... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS