Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Была игра!

Вислов Александр Вислов Александр — 01 января 2007

РАМПА

Три вечера с Сухово-Кобылиным. Впервые за последние 90 лет. Место действия – Тобольск

П. Жук (Варравин), С. Радченко (Тарелкин) и Н. Макаренко (Ох) в спектакле «Весёлые расплюевские дни»; фото: Василий МИКУЛЬСКИЙПри жизни Александр Васильевич Сухово-Кобылин до Тобольска не добрался. В его случае будет вполне уместно употребить уточнение – к счастью. Ведь большинство его соратников по сонму чинов великой российской словесности XIX столетия прибывали в этот город отнюдь не по своей воле. Ссыльнопоселенец Кюхельбекер, нашедший свой последний приют здесь, на Завальном кладбище, осуждённые в каторжные работы государственные преступники Достоевский и Чернышевский, чей скорбный путь лежал через тобольскую пересыльную тюрьму… Был, правда, ещё Пётр Ершов – здешних мест уроженец и житель, «не состоявший, не привлекавшийся». Но он – исключение. Недаром автор бессмертного «Конька-Горбунка» пребывает в положении одного из главных местных «брендов», а тобольская сцена давно и с гордостью носит его имя, хотя собственно драматургическое наследие Ершова известно и исторически востребовано нашим театром не намного шире, нежели таинственно замкнутые пьесы того же Кюхли.

Сухово-Кобылин вполне мог оказаться в славном ряду отечественных писателей-«сибиряков». Обвинённый, как мы помним, в злодейском убийстве своей сожительницы Луизы Симон-Деманш, он сумел оправдаться – и то лишь чисто юридически, не морально – спустя семь лет после случившейся трагедии. Тяжелейших для человека, но зато, по сути, послуживших едва ли не главной предпосылкой для рождения Кобылина-драматурга, сатирика, обличителя. Достойного продолжателя всех главных тем русской комедии, да и литературы в целом. Прямого наследника гоголевской линии (символично, что первую часть своей будущей великой трилогии он начал писать в 1852-м – году смерти автора «Ревизора» и «Женитьбы»).

Рассматриваемый проект (слово по отношению к явлениям искусства порядком девальвированное, да и в принципе довольно сомнительное, но в данном случае перед нами действительно проект – масштабный, амбициозный, с долей здоровой наглости) также вышел из «гоголевской шинели». Несколько лет назад произошла встреча Тобольского драматического театра им. П.П. Ершова и режиссёра Михаила Полякова – сменившего к тому времени должность руководителя пользовавшегося доброй репутацией театра «Омнибус» в городе Златоусте на участь израильского жителя, довольно много между тем ставящего на просторах бывшей страны проживания. Договорились о работе над «Игроками», режиссёрское решение и мизансцены которых постановщик попросту и не по им заведённому «поточному методу» повторил, то бишь перенёс из другого предшествующего спектакля по этой пьесе в совсем ином городе (это мы вовсе не к тому, чтобы укорить, – подобным «клонированием» занимаются почти все; это мы затем, дабы ещё раз подчеркнуть: из какого подчас «сора» растут счастливые художественные спайки-альянсы и как неисповедимы пути и перепутья настоящего театра).

Тобольская бета-версия получилась «выигрышней» первоначальной. И вообще замечательной. То ли группа крови у постановщика с юга и северного коллектива замечательным образом совпала, то ли в этом небольшом театре из малого города, хранящего, впрочем, воспоминания о былом величии столицы крупнейшей губернии (простиравшейся от Урала до Дальнего Востока), существует – кроме всех прочих отличительных качеств – особый слух к атмосфере прошлых веков, восприимчивость к запаху «отжитого времени». Даром, что ли, ершовцы с абсолютной убеждённостью и документами на руках полагают себя старейшим театром России, на полвека опередившим своим возникновением Ярославский Волковский. Три века тобольских подмостков, ведущих свой отсчёт от представлений школьного театра Филофея Лещинского в 1702 году, богаты на события, имена, отмечены особой приверженностью к традициям, которые здесь искренно чтут и по сегодня. За последние 150 лет – можно узнать из программки – здесь 13 раз обращались к Сухово-Кобылину. Правда, ставили в основном «Свадьбу Кречинского», а «Смерть Тарелкина», как повествуют анналы, до сих пор не трогали. Но теперь, опробовав свои силы на Гоголе, а потом поэкспериментировав с Гарсиа Лоркой («Дом Бернарды Альбы»), творческий тандем Михаила Полякова и тобольской труппы замахнулся на всю трилогию целиком. Стоит отметить, что в последний раз аналогичную попытку предпринимал, как бы странно это ни показалось, Всеволод Мейерхольд в Александринке. Была ещё «Юго-западная» версия Валерия Беляковича двадцатилетней давности, но там все три пьесы были объединены в один 6-часовой спектакль. А так, чтобы три вечера подряд, в рамках единого абонемента… (Справедливости ради, нужно сказать, что спектакли выходили в разное время, в течение полутора лет, и лишь сейчас, после ноябрьской премьеры «Тарелкина», идущего под названием «Весёлые расплюевские дни», обрели композиционную стройность и значимость уникальной культурологической акции). И где – в населённом пункте, число жителей которого лишь немногим превышает цифру в сто тысяч, а число присяжных театралов, как вы понимаете, значительно меньше.

Это явление, безусловно, вполне заслуживало бы «кучи приятных слов» само по себе, безотносительно уровня искусства. Но к тобольской триаде никак не подойдёшь со снисходительным «За попытку – спасибо!». Перед нами цельное, внятное и – главное – концептуальное художественное высказывание. Сделанное, что крайне важно, с довольно редкими по нынешним временам мерой и вкусом, с чётким осознанием своих сил, умений, возможностей (недюжинных, но не беспредельных), с чувством соразмерности их относительно масштаба классического текста. Как тут не вспомнить эпиграф, предпосланный автором всей трилогии и позаимствованный из Гегеля: «…кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга».

Все решения постановщика обусловлены реальным положением вещей, хотя и выглядят в итоге плодами изощрённой и самодостаточной режиссёрской мысли. Пьесы довольно изрядно сокращены – целыми линиями, целыми актами, вторая и третья части вообще идут в одном действии. А дело в том, что труппа в Тобольске отнюдь не велика, да и о зрителе своём, о потенциальных обладателях «сухово-кобылинских» абонементов, театр обязан думать в первую очередь. Но за счёт вымарок спектакли обретают стремительный ритм, энергию выстреливающей пружины, «резво скачущую кровь»… Постановки не назовёшь богато декорированными, более того, от «Кречинского» к «Расплюевским дням» количество элементов оформления на сцене поступательно минимизируется (сценографом, кстати, выступает сам постановщик). Но зато таким образом перед глазами возникает потрясающая овеществлённая метафора – сжимающейся шагреневой кожи всего человеческого сразу: здравого смысла, справедливости, милосердия… Большинство занятых в проекте исполнителей – опять-таки вследствие, надо полагать, не в последнюю очередь кадровой ситуации – играют в разные вечера разных персонажей. А отсюда рождается образ фантасмагорического мира, где личины меняются не только Тарелкиным и Варравиным, но всеми его обитателями, мира зловещего, при всей его заразительной комичности, дьявольски неустойчивого и чем дальше, тем сильнее пахнущего серой…

А как играют тобольские артисты – это особая и самая главная статья предприятия. Труппа в театре выступает и побеждает по-суворовски. Не числом, а уменьем! А когда в ней умирает тонкий и умный режиссёр и делает это с куда большим успехом, нежели Кандид Тарелкин, получается ансамблевый, выпукло рельефный, приносящий, похоже, равное высокое удовольствие людям по обе стороны рампы, зажигательный – да простится нам употребление данного прилагательного – спектакль. Точнее, три спектакля, развивающиеся по нарастающей.

«Была игра!» Вошедшая в пословицу реплика из «Свадьбы Кречинского» – здесь, наверное, лучшая и наиболее точная мини-рецензия. Игра Павла Жука (Фёдор, затем Варравин, он же Капитан Полутатаринов), Игоря Колдачёва (Парамонов, затем Ох), Николая Макаренко (Весьма важное лицо и Ох в другом составе), Константина Орлова (Нелькин, безымянный чиновник в «Деле» и, наконец, эпизодический Ванечка). А Олег Исаков появляется только в третьей части – всего дважды выходит на сцену на несколько минут в образе незадачливого Попугайчикова, но западает в память всерьёз и надолго. Что уж говорить о тех, кто «тащит» на себе основной груз – хотя, какой там груз, с такой лёгкостью и старорежимным изяществом это делается. Об Анваре Гумирове, после смерти своего Муромского замечательно реинкарнировавшемcя в Дворнике, о Евгении Пономарёве, представшем сперва фатоватым хлыщом Кречинским, а потом Тарелкиным, который сам по себе «протеевское» непостоянство, о действительно выдающейся, на мой взгляд, работе Сергея Радченко, давшем в двух Тарелкиных и в промежутке между ними в Важном лице феноменальную иллюстрацию «трёх источников, трёх составных частей» извечной расейской жизни, «неотжитого времени», выразительнейший портрет «страны рабов, страны господ».

Но это их актёрская победа. Гумиров – зав. машинно-декорационным цехом. Пономарёв – зав. художественно-постановочной частью. Вот такие люди в стране сибирской есть. Вот такой вот поразительный театр.

Александр А. ВИСЛОВ,ТОБОЛЬСК–МОСКВА

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты