19 октября Царскосельскому лицею исполняется 205 лет
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Антон Дельвиг
Создание Лицея относится к началу царствования Александра I. Это было время надежд и ожиданий, грандиозных проектов и планов преобразования Российского государства.
Были открыты новые университеты, гимназии, училища; сложилась стройная система образовательных учреждений.
Но… дворянство не отдавало детей ни в гимназии, ни в университеты. Наука не считалась престижным делом: дворянин должен быть на военной службе, в крайнем случае – на гражданско-административной. К тому же, не доверяя русским учителям, дворяне не считали возможным сажать своих отпрысков на одну скамью с детьми мелких чиновников, разночинцев.
А потому предпочиталось домашнее воспитание с иностранными гувернёрами – нередко людьми сомнительной нравственности и не менее сомнительных знаний.
И вот с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», был создан Императорский лицей. Автор проекта Лицея – видный государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский. Он хотел, чтобы новая школа воспитала не рядовых чиновников, слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но людей, которые сами бы прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли намеченные идеи в жизнь. Они должны были отличаться широчайшими знаниями, умением мыслить, любовью к Отечеству и стремлением трудиться для его блага.
12 августа 1810 года постановление о Лицее было утверждено. На его титульном листе рукой императора начертано: «Быть по сему. Александр». Эта дата и стала датой рождения Лицея. А празднуют День Лицея 19 октября, так как именно в этот день в 1811 году состоялось его торжественное открытие.
Это был первый лицей в России. Название учебного заведения, как отметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин, «…поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками». Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. Такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского, где юноши обучались философии, искусствам, гимнастике и где занятия порой проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам.
В Царскосельский лицей принимали детей от 10 до 12 лет по вступительным экзаменам и, как предписывал устав, «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье». Длилось обучение за государственный счёт шесть лет и приравнивалось к университетскому.
Обращаясь к воспитанникам в день торжественного открытия с программной речью, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын сказал тогда: «Любовь к славе и Отечеству должны стать вашими руководителями». Великому служению Отечеству учили на примерах знаменитых мужей прошлого, жизнь и деяния которых всегда должны быть примером. Особо отмечалась важность изучения русского языка и отечественной литературы, начиналось которое с первого года обучения. Ведь уважение к родному языку, к русскому слову ничуть не менее способствовало развитию патриотических чувств.
А сколь обширна была лицейская программа! Одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории – всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трёх западных), языки – латинский, русский, французский, английский, немецкий, а ещё – психология, логика, география и все точные науки. Но… на перегрузки не жаловались – о
бучение в классах чередовалось с уроками танцев, фехтования, верховой езды, гимнастики..
Самоцелью знание не было. Важнее иного – воспитание хорошего человека. Таким был в ХIХ веке государственный заказ. Хороший человек и со скромными познаниями принесёт пользу Отечеству, а бездушный и бессердечный себялюбец, да ещё образованный и облечённый властью, может послужить лишь погибели родной страны.
Учителя Лицея – обладатели обширных познаний в науках и языках, а также «нравственностью заслуживающие общее доверие». Повышенное внимание к последнему объяснялось тем, что Лицей – закрытое воспитательное учебное заведение, и педагоги должны были служить воспитанникам личным примером.
В лицейском уставе говорилось не только о том, чему надо учить, но и как учить. «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие», – таково общее направление всего обучения. Профессора должны были развить умственные способности воспитанников, научить их мыслить.
«Мы мало учились в классах, – вспоминал один из первых выпускников Лицея Модест Корф, – но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов».
Выпускники Лицея имели большие права и преимущества. На гражданскую службу они поступали с чинами от XIV до IX класса, на военную – на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса. В первые годы существования Лицея ученики имели право выбора между гражданской и столь любимой дворянами военной службой.
…Итак, 19 октября 1811 года в Царскосельском лицее 30 мальчишек сели за парты и стали однокашниками. Потом из этих мальчишек выросли министры, офицеры, учёные, дипломаты и неугомонные путешественники, принёсшие славу России, их России. Но случилось так, что первым прославил Лицей не государственный деятель, а поэт. До конца своих дней Пушкин воспевал школу, его воспитавшую, а стихотворение «19 октября» (1825 г.) стало настоящим гимном Царскосельскому лицею.