Мы были. Советский человек как он есть. – Издательство «Культурная революция». – М.: 2008. – 768 с.
Автор назвал свою книгу не без вызова: «Мы были». И уточнил: «Советский человек как он есть».
Да, мы ещё есть. Участники великой истории, граждане государства великой надежды. Мы пережили крах этой надежды, пережили историческую катастрофу распада этого государства.
Что же было в той жизни и что ушло безвозвратно? Было право выбрать путь в жизни. Отец автора, пройдя рабфак, вырос из рабочего в инженера-строителя. Его сын получил высшее образование, стал крупным учёным, известным философом. Можно сказать, эти две биографии – ключ к пониманию успехов, достигнутых Советским Союзом в науке, промышленности, культуре, космосе. После Октябрьской революции действительно очень быстро выросла богатейшая поросль людей даровитых и талантливых, сумевших за исторически очень небольшое время создать совершенно оригинальную, яркую советскую цивилизацию.
Ещё было чувство равенства и взаимного уважения. Конечно, были рвачи, преступники, негодяи разных мастей. У какой-то сравнительно небольшой группы людей имелись привилегии. Основная же масса советских людей жила в одинаковых условиях. Исключительное положение человеку могли создать исключительный талант, напряжённый труд, дававший значительные достижения в той или иной области, наконец, высокое положение в партии или административном аппарате, что накладывало на человека весьма нелёгкие обязанности.
Сегодня же в одной из передач центрального телевидения молодой лавочник протестует, что его называют буржуем и капиталистом, требует, чтобы его называли предпринимателем. Но почему же сам он презрительно называет своих работников «офисным планктоном»? Это презрение к нижестоящим – характерная черта современных людей, добившихся в жизни какого-то успеха.
Но вернёмся к книге. Автор несколько раз подчёркивает, что книга не носит автобиографического характера, но постоянно возвращается к событиям собственной жизни. И это придаёт всему труду оттенок исповедальности: «Весь ход событий и метаморфозы так называемого либерально-демократического обновления и возрождения постсоветской России утвердил меня в скептическом неприятии большинства нынешних новшеств, которые, убеждён, в этом своём виде и качестве не укоренятся и будут отринуты либо как минимум существенно изменены в недалёком будущем. Мне, в мои пожилые годы, нет смысла меняться, да это и невозможно, поскольку мировоззренчески и психологически я остаюсь именно советским человеком. В его истинном, а не обездушенном и карикатурном виде, в каком меня и мне подобных пытаются обрисовать и представить новые самозванцы, в которых нет ничего нового и мало что осталось от русских».
Надо сказать, биография автора в значительной мере была биографией мысли. А у мысли есть особенность зачастую обгонять события реальной жизни, позднее возвращаясь в её рамки. Уходящая вперёд мысль временами вынуждает учёного повторять свои выводы, когда жизнь как бы подтверждает уже подсказанное ему мыслью раньше.
Каков же главный вывод автора книги? «Приверженцам капитализма не стоит радоваться неудачам социализма, объявляя его утопией, а то и химерой… Пока существует капитализм, несмотря на все изощрённые попытки придать ему «человеческое лицо», останется живой и социалистическая идея. Терпеливо, настойчиво и упрямо ожидая своего звёздного часа». Вот такая мысль. Видимо, подтверждённая реалиями нашей жизни.