После очередного выступления Александра Никитина на болезненную деревенскую тему (кажется, это была статья-эксперимент «Как мы торговали яблоками») откликов, поддерживающих автора, пришло даже больше, чем обычно. И в нескольких высказывалась такая мысль: для того чтобы в стране радикально решить аграрные проблемы, надо назначить министром сельского хозяйства… нашего корреспондента.
…Его главным врагом всегда был и остаётся бюрократизм, который мешал и мешает развиваться селу, свободно и деловито работать людям на земле. И Александр Никитин неутомимо писал об этом сначала в «Известиях», потом в «Литературной газете». У нас он работал с 1979 года, был собственным корреспондентом по Нечерноземью – такую должность специально для него изобрели. Аналитическая, публицистическая, проблемная журналистика, которую культивировала и продвигала «ЛГ», полностью совпадала с творческим настроем Никитина. И он быстро вошёл в замечательную плеяду «золотых перьев» газеты, которая была, если употреблять нынешнюю лексику, элитой отечественной журналистики. В своих статьях он гневно критиковал, но с не меньшим, наверное, с ещё большим накалом поддерживал «разумное, доброе, вечное», за что должен бы сказать ему «спасибо… сердечное русский народ».
Сын репрессированных родителей, воспитанник детских домов, он через всю свою жизнь пронёс не обиду и злобу, а любовь и боль. Любовь к земле в обоих смыслах этого слова: к той, что больше всех на карте и зовётся Россией, и той, что называется полем, садом, пастбищем и кормит нас. И боль за всё подлое, глупое, несуразное, что на нашей земле, в нашей стране происходило и происходит.
Сегодня некоторые идеи, пропагандируемые Никитиным, кажутся наивными. Но будь они реализованы в своё время, могли бы спасти колхозы и совхозы от того, что произошло с ними спустя несколько лет. Однако многие предложения Никитина актуальны и сейчас. Например, буквально на днях правительство обсуждало проект строительства одноэтажных посёлков – Никитин писал о первом таком опыте в 1987 году. А судьба неперспективных деревень и покинутых полей – разве не продолжает о ней болеть душа? Или фермеры не нуждаются в поддержке? А закрепление кадров на селе – не сегодняшняя ли это проблема? А упрощение и уменьшение управленческого аппарата, командующего крестьянином, – даже смешно подумать, что такая тема устарела. И «Горожанин на земле», и «Невеста для пахаря», и «Хлебопашец вольный» – все эти названия давних статей Никитина в «ЛГ» звучат вполне современно.
Александру Михайловичу Никитину исполнилось 80 лет. Он по-прежнему в строю, бодр и энергичен, полон творческих планов, ездит в командировки в деревенскую глубинку, публикует яркие материалы в различных изданиях. И вся его работа подчинена одному – как же вывести нашу деревню из вечного тупика. Так, может быть, ещё не поздно назначить его министром сельского хозяйства?!