О генерале Василии Маргелове, Герое Советского Союза, многолетнем командующем воздушно-десантными войсками, знают и военные и гражданские, ему установлены памятники в городах России, Белоруссии, Украины, о нём написаны книги и… уже снято кино – восьмисерийный телефильм «Батя». Картина стала своего рода подарком к столетию со дня рождения генерала, оно отмечалось 27 декабря 2008 года. Пока сериал посмотрели в нескольких воинских частях ВДВ и в Государственной Думе РФ.
Появлению «Бати» способствовало некогда полученное продюсером картины впечатление от фильма «Офицеры». Юрий Обухов долго проработал на Киностудии имени Горького и имел счастье лично видеть, как создавался фильм «Офицеры», в котором точно и впечатляюще рассказано о военных, воинском долге, воспитании мужских качеств и преемственности поколений.
– К нам на студию частенько приходили режиссёры с предложениями снять ремейк «Офицеров», – говорит Обухов. – Но один из авторов сценария фильма – Борис Васильев, оценивая идеи ремейков, был против, так как показывать настоящих офицеров вне экстремальных военных действий и необходимости защищать Родину сложно, а современные войны слишком неоднозначны.
Однако Обухов не оставлял надежд, что появится-таки достойный сценарий, и наконец получил «Батю», которого и представил на объявленный правительством Москвы конкурс сценариев военно-патриотических фильмов. «Батя» победил. Родственники Василия Филипповича восприняли весть о художественном переосмыслении судьбы генерала настороженно – велик риск исказить, неправильно понять личность и поступки. Тем более в случае с Маргеловым, у которого были очень сложные отношения с руководством Вооружённых сил. Его даже отстранили от командования войсками – с этого эпизода начинается картина, которая ведёт зрителя по жизни генерала с момента окончания им военного училища через советско-финляндскую и Великую Отечественную войны до современности.
– Наш фильм основан на биографии генерала Маргелова, но это не документальная калька. Главный герой у нас даже не Маргелов, а Меркулов, – объясняет продюсер. – Мы старались балансировать на той грани, где реальная история делает картину достоверной, а художественное переосмысление – увлекательной. Самые суровые наши критики – сыновья Василия Маргелова, – посмотрев фильм, признались, что это получилось.
За исторической составляющей картины лично следил сын Василия Маргелова, Герой России, ветеран ВДВ полковник Александр Маргелов. Он корректировал сценарий, бывал на съёмках, консультируя, как был одет его отец, как носил знаки отличия, какие манеры и жесты были ему присущи. Для погружения актёров в реальную атмосферу быта генерала съёмочной группе был предоставлен ряд вещей, реквизит, мебель, ордена, портсигар из мемориальной квартиры Василия Маргелова.
На роль генерала претендовали несколько кандидатов. Актёров смотрели в военной одежде, в десантном тельнике, и, увидев Михаила Ивановича Жигалова, все сошлись во мнении, что он тот, кто нужен, – с харизмой, внутренней силой и хитрецой в глазах. Семья Маргеловых, увидев пробы Жигалова, выбор продюсеров одобрила.
Поскольку характер офицера закаляется не только в окопах и на полигонах, но и в семье, супруга генерала в исполнении Валентины Титовой становится в картине оплотом семейного благополучия, гармонии и взаимопонимания.
Съёмки фильма проходили в Туле, Костроме, где строились декорации для съёмок эпизодов советско-финляндской войны и блокады Ленинграда. В этом очень помогли военные – командование и рядовые солдаты местных частей ВДВ, стоило только упомянуть имя Маргелова.
– Когда снимали 1939 год, события финской войны, зима подходила к концу, и снега почти не осталось, в лесу проталины и солнце припекает, – вспоминает режиссёр картины Олег Штром. – А особенность финской войны заключалась именно в жутких морозах! Только благодаря десантникам, которые в прямом смысле слова носили снег на территорию съёмок, нам удалось снять достоверную картинку.
Неординарная личность генерала Маргелова раскрывается через его поступки. К примеру, генерал приходит в казарму вечером – солдаты спят, часовые дремлют, а в каптёрке – шум. Открывает дверь, а там сидят старослужащие, выпивают – у одного из солдат день рождения. Хороший повод – генералу наливают в алюминиевую кружку сто грамм, он выпивает и говорит имениннику: «Поздравляю тебя, будь настоящим солдатом, и… всем по три наряда вне очереди».
Одним из самых интригующих эпизодов становится первый прыжок с парашютом у новичков, во время которого один солдат не решается прыгать, боится. В этом случае наказание постигает всех, оказавшихся рядом с нерешительным бойцом. Тогда генерал говорит: «Мы сейчас будем вместе с тобой прыгать», и, невзирая на запрет прыжков без соответствующего дозволения министра обороны, прыгает вместе с рядовым.
– Возможно, это прозвучит пафосно, но мы хотели сделать хорошую патриотическую картину, – говорит Юрий Обухов. – Этим фильмом стремимся показать, что в армии были и есть люди, которые думали и думают не только о себе, даже когда занимают высокие посты. Может быть, после просмотра картины у какого-нибудь офицера или командующего вырастет чувство ответственности и уважения по отношению к подчинённым – тогда мы сочтём задачу, поставленную перед фильмом «Батя», выполненной.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
![]() ![]() Быть не отцом, но батейО генерале Василии Маргелове, Герое Советского Союза, многолетнем командующем воздушно-десантными войсками, знают и военные и гражданские, ему установлены памятники в городах России, Белоруссии, Украины, о нём написаны книги и… уже снято кино – восьмисерийный телефильм «Батя». |
КОД ССЫЛКИ: |