Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2013 г.
Литература

Быть поэтом трудно

30 марта 2013


Владимир Борисович Амоков, подполковник запаса медицинской службы, является Заслуженным работником культуры Республики Бурятия, Народным мастером Грузии, членом Международной Федерации художников ЮНЕСКО и Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, членом Союза писателей России, Лауреатом литературных премий им. Николая Рубцова, Валентина Пикуля, Александра Фадеева. Родился в с. Нукуты, Нукутского района, Иркутской области в 1944 году. В 1971 году закончил Военно-медицинский факультет при Горьковском медицинском институте. Из Советской Армии уволился в 1991 году в должности начальника военного госпиталя. Литературой занимается с 1977 года. Является автором поэтических сборников, таких как: "Связав себя узлом", "Привкус свободы", "Огонь негаснущей строки", "К своей заре", "Жизнью вырванный из ножен" и др.; двух книг для детей: "Снежинка", "Волшебное дерево".
Сайт http://amok1.narod.ru/
Современная эпоха малопоэтична. Так утверждают многие из тех, кто любит поэзию (мнения тех, кто к ней равнодушен, можно не учитывать). Вроде бы основания для такого утверждения есть: Золотой век, Серебряный век, всплеск интереса к поэзии в середине XX-го века… А наше время уже не тянет на поэтические высоты тех эпох. Так? Нет, не так: именно те ушедшие времена - мощный родник, пополняющий арсенал поэтических творений, даже когда общество к ним невосприимчиво. Люди проявляются в разных сущностных ипостасях. И одна из них – в любую эпоху, у любого народа – поэтическая. Тысячи псевдочувственных, скукообразных, рифмованных текстов, вогнанных в личину «поэтических строк» (а именно это в агрессивной форме навязывает населению российский шоу-бизнес в купе с мировым) не могут заслонить очевидного: на смену ушедшим Поэтам пришли новые, они живут среди нас, они творят. Поэзия остается сама собой, она всегда самодостаточна. Труднее лишь самим поэтам, прежде всего в материальном отношении, но часто и в моральном. И что же тут поделаешь…

Вот убеждающий пример. Владимир Амоков - военный врач, художник, скульптор. И – Поэт. Темы его творений: красота природы, любовь к близким, воспоминание о детстве, превратностях судьбы и жизни… И каждый стих – как попадание стрелы в сердце, по аналогии со стрелами Амура. Свободный взгляд на окружающий мир, наложенный на богатство воображения – и возникает главный козырь творчества Амокова – поэтический образ в чистом виде. Интересно, но одно из наиболее часто встречаемых слов в его стихах – слово «доброта».
… Я огромную нашу страну
Забросал бы одной добротой.
И, махнув на ее седину,
Разукрасил девичьей фатой…


Поэт постоянно размышляет о судьбе России. Тема судьбы своей страны ложится на стихи, в которых отчетливо выражаются переживания, надежды, пусть реже – но и радости:

Я не знаю, как России
Заболевшей мне помочь,
Чтобы стала чуть красивей,
Отгоняя беды прочь.
И как с глаз её усталых
Грустный мне сорвать покров,
Чтоб она достойней стала
В окружении врагов.
Как России, я не знаю,
Заболевшей, мне помочь,
Чтоб она, к заре взмывая,
Осветить могла и ночь.
Чтобы стала чуть спокойней,
Сердцем чистой, как родник,
И чтоб каждый в ней разбойник
Стал Есениным на миг!..


Конечно же, Поэт не может не думать о самой поэзии и о тех, кто её создаёт. «Поэзия – это тайна». Так сказал Афанасий Фет после долгих попыток постичь сущность поэзии. Через 150 лет его слова повторил другой российский поэт. Похоже, прав Андрей Вознесенский, заявивший: «… настоящее неназываемо». Владимир Амоков поднимает эту тему вновь и вновь, подходя к ней по-разному, со всех сторон:

Поэты разные бывают.
У них ведь тоже нервы есть…
Я как-то видел как, злясь, лают
Они, сбивая с гнева спесь.


И самогон, рыча, как «глушат»,
Попав в безрадостный тупик.
И как судьбу надменно рушат,
Пройдя бездушие сквозь крик.

Поэты разные бывают.
У них ведь тоже гордость есть…
Я видел, как в лицо бросают
Они перчатку, встретив месть.

Я даже видел, как подлянку
Один готовил лишь за то,
Что друг влюбился в иностранку,
Надев французское пальто.

Поэты разные бывают.
Одни гуляют в парике,
Другие души разрывают
И умирают на строке!..


Свои философские взгляды Владимир Амоков выражает не только в стихах, но и в афоризмах. Их у него много, сотни. Вот несколько примеров:

  • Мысль – искра, из которой можно получить пламя.
  • Что не видно глазом, должен видеть разум.
  • Гений – выскочка за счет своих родителей.
  • Хитрость – однобокость ума.
  • Крик – безуспешная попытка доказать свое превосходство.
  • Борьба – смена радости и печали.
  • Тому, кто бьётся, - тому даётся.
  • Счастье – та невидимая мишень, в которую человек стремится попасть.
  • Лучше совсем не знать, чем плохо знать.
  • Он перестал ошибаться с тех пор, как занял кресло своего начальника.

Когда тонкость наблюдения возвышается до уровня философичных обобщений, появляются строки, актуальные во все времена и у всех народов:

…Я мог беде в глаза глядеть упрямо,
Идя насквозь через свою страну.
Благословенье получив от мамы:
Что не увижу в жизни я войну;

Что никогда не встречусь я с печалью
Не буду с одиночеством грустить,
Когда народы, меж собой скандаля,
Пытаются до Бога добрести…


Издано около трёх десятков поэтических сборников Владимира Амокова, часть из которых переведена на другие языки. Кстати: все свои издания Владимир оформляет сам, талантливо, нестандартно. Его рисунки вызывают эстетическое удовольствие, и повод для размышлений: о любви, о ценностях и глубинах самой жизни. Стихи Амокова находят своих почитателей неспешно, спокойно, без шумных презентаций. Поэт в силу своей самодостаточности не акцентируется на саморекламе. К такому положению дел он относится легко, просто занимаясь своим делом:

В этом мире беспокойном
Есть у каждого судьба.
Один тратит жизнь на войны,
Другой бьётся за хлеба.

Третий кружится кругами,
Чтобы к власти подойти,
Полетать за облаками
И звезду себе найти.

И я тоже в этом мире
Доброту не отыскав,
Вдруг решил дойти до лиры,
Гордо засучив рукав.

И стихом своим правдиво
Так все беды описать,
Чтобы плачущая ива
Могла с радостью сплясать!


Быть Поэтом трудно. Но Поэту перестать быть Поэтом невозможно, поскольку:

…Стихи нужны, чтоб утру удивиться
И обойти опасные места
Я в них могу взлететь под небо птицей,
Росой блеснув с осеннего листа.


Творчество Владимира Амокова распознаётся в традиционных рамках, вне привязки к какому-либо из течений, на которые «разбивают» поэзию. И в этом, если и не преимущество его стихов, то, как минимум, их сильная, надежная сторона.

Объяснение происходящего в жизни, возвышение этой самой жизни – этим занимаются поэты. Владимир Амоков своим творчеством хорошо иллюстрирует органическое единство литературного слова с жизнью, с другими направлениями искусства. Пример: он написал несколько книг для детей, в их числе: «Рисунки-невидимки», «Раскраска с загадками», «Фантастические животные и птицы». Тому, кто не держал эти книжки в руках, нелегко представить, как «устроены» эти произведения. Или – скульптурные творения Амокова. Он создал ряд скульптур и памятников, в их числе: в Подмосковье создан единственный в регионе монумент, посвящённый воинам, погибшим в Афганистане и Чечне; несколько памятников в Германии, бережно сохраняемых немцами. Живя какое-то время в Потсдаме, он создал там школу, в которой обучал искусству скульптуры. Несколько людей, прошедших эту школу, впоследствии стали известными скульпторами.

Конечно же, творчество Владимира Амокова не остаётся незамеченным. Растёт число почитателей, о чём говорят сотни отзывов на его выступлениях. Создано пять документальных фильма о его творчестве (три – в России, два – в Германии). Член Союза писателей России, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, лауреат литературной премии им. Валентина Пикуля, народный мастер Грузии, член Высшего Совета Союза писателей г. Москвы, победитель номинации «Солнечный храм» на конкурсе «Лучшая книга России 2008-2010 гг.», организованным Союзом писателей Москвы).

Есть все основания полагать, что, несмотря на «приземлённость», современной эпохи, разобщённость ценителей Поэзии и явное доминирование попсы, творчество Поэта Владимира Амокова будет находить все больше и больше почитателей – и в России, и за ее пределами. И еще потому, что: «Поэт в России больше, чем поэт».  

Тэги: Литературоведение
Обсудить в группе Telegram

Александр Байбиков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • О чем умолчал Пушкин?

    10.02.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Рыцарь филологии

    23.10.2019
  • Энциклопедия как жанр

    11.04.2018
  • Бодрость неправды

    50 голосов
  • Сергей Филатов:«Все конфликты – от незнания культуры других народов»

    45 голосов
  • Сражался и победил

    44 голосов
  • Гузель показала личико

    42 голосов
  • «Зачем ты не устоял?..»

    40 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS