Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

Быть спокойным и мудрым

01 января 2007

ПОЭЗИЯ  БАШКОРТОСТАНА

В этом году отмечается 130‑летие со дня рождения Мажита Гафури (1880–1934) – классика и основоположника башкирской литературы, народного поэта Башкортостана. Гафури – автор сборников стихов «Сибирская железная дорога», «Моя молодая жизнь», «Любовь к нации», рассказа «Жизнь, пройденная в нищете», автобиографической повести «На золотых приисках поэта» и других произведений.

Мажит ГАФУРИ

Подарок                                                                                                                                                

Было б так, о мой бог, если б дал ты такую мне силу,
Чтоб волшебною ночью в прекрасное небо взлетел я
И горел как звезда, и чтоб сердце моё не остыло,
Билось громко и радостно в лёгком светящемся теле.

А всех звёзд бы лучи нанизал я как жемчуг, и бусы
Я любимой на шею надел и сказал бы ей так:
«Ты прекрасна, мой ангел, и нет больше
 места для грусти».
Эти звёздные бусы дарю тебе – нежный пустяк.

Ты богиня моя, даже небо тебя возлюбило.
Погляди на народ – превратился в толпу он немую.
На земле уваженья и счастья –
 хоть каплю – прибыло.
Даже гурии рая – завидуют нам и ревнуют.

***
Я не знаю, что лучше: лежать у весны в колыбели
Или, жизнь завершив, явиться однажды туда,
Где над белой землёю метут-заметают метели
И на это с небес равнодушная смотрит звезда.

Я не знаю, что лучше: быть старым,
спокойным и мудрым.
Слава богу, всё есть. Слава богу, ни в чём нет нужды.
Или быть молодым, как весеннее яркое утро,
Снова падать, вставать и одними надеждами жить?

Поглядите на старца – ничего уже в жизни не надо.
Всё понять. Всё простить.
Тихий свет в его ясных очах.
А другой – весь порыв, весь – метанье,
пока без награды.
И мечта: я – как Бог. И боязнь: я – лишь прах.

Старый художник

Он сидел пред своею картиною
И, часам потерявши счёт,
Всё смотрел на неё, любимую,
Прислонившись к стене плечом.
На картине – стоит скамеечка,
На картине – сирень цветёт.
На скамейке кошечка греется,
А по небу летит самолёт.
И глаза опустив со смирением,
Завернувшись в лёгкую шаль,
Никнет девушка под сиренью.
Никнет, словно сама печаль.
И теперь, на картину глядя,
Словно вновь вошёл в старый двор
Под сирень в прохладном наряде –
Из цветов и листьев убор.
А когда отошёл от картины,
А когда поглядел по углам –
Только комната в паутине,
Вместо мебели – старый хлам.
За окошком в тоске осенней
Чуть сереет тусклый рассвет.
Нет ни девушки, ни сирени,
Даже кошки паршивой нет.

Строка из Ницше

Средь пожара морского прибоя
В белом пламени пены и брызг
Как ты можешь просить о покое
У стихии, где бури и риск!
Неужели ты веришь обману,
На безмолвный взирая простор, –
Там притихшие жерла вулканов
Схоронились в цепи синих гор.

А она, хотя так молчалива –
Ни упрёков, ни жалоб, ни слёз,
Но уже покатилась с обрыва
И погибнет, коль ты не спасёшь.

Анатолий ЖИРУХИН

«ЛГ» поздравляет автора с 80-летием, желает ему крепкого здоровья и творческих удач!

Речка Орь

Небольшая речка, незнамая,
С прихотливым именем Орь.
Как сумела ты дать название
Городам – Оренбург и Орск?
По какому такому случаю,
Ты вертлявою, видно, была,
У других, у речек покруче,
Именитость ты отняла?
Ни с Уралом, ни даже с Сакмарою
Не сравнить тебе свой разбег.
Как была ты на картах малою,
Так останешься ею вовек.
Не великая и не гордая.
Но с судьбою – лучше не спорь.
Вот и носят два славных города
Это имя певучее – Орь!
Роль свою ты достойно сыграла
В азиатских неспешных веках
И пробилась к России, к Уралу,
Не пропала в зыбучих песках.
Русь от давних времён, от былинных
Шла за Волгу, на юг, на восток.
Пограничные ставила линии,
Возводя то чертог, то острог.
На холмах, на речном крутояре,
Не страшась лихолетья и бурь,
При слиянье Урала с Сакмарой
Ты раскинулся, Оренбург.
По Уралу до самой до Ори
Встала цепь боевых крепостей.
Рать казачья стояла дозором,
Русь храня от незваных гостей.
Но степные безжалостны палы.
Если степь с пересохшей травой
Вдруг займётся от искорки шалой,
То накроет волной огневой...
Ты знавала пожары лихие,
Оренбургская вольная ширь,
Когда пламя мятежной стихии
Здесь кровавый правило пир.
С казаками и люд инородний –
Всех обиженных не перечесть.
Собирались под стяги свободы,
Поднимались за правду и честь...
Нами прошлое – крепко помнится,
Жив наш колокол вечевой.                                                                                                     Башкортостан. Берег реки Белой;  Фото: РИА «Новости»
Здесь сроднилась казацкая вольница
С буйной вольницей кочевой.
Здесь на стыке Европы и Азии
Нашей дружбы взросли семена.
Верным компасом русский азимут
Разноликим служил племенам.
Это знаки нашей истории.
Здесь державный российский орёл,
Окрылённый степными просторами,
Свою новую славу обрёл!
Оренбург, повидал ты немало,
Порываясь и ввысь, и вперёд.
Сколько смелых сынов поднимала
Здесь Отчизна в орлиный полёт!
Оренбуржье – слепок России,
Неотрывная, кровная часть.
И святой её правды и силы
Никогда не утратишь ты власть!
И забыть мы не вправе вовеки
Тех событий немеркнущий свет,
Что остались, как зримые вехи,
Наших громких советских лет.
И теперь, в годы новых свершений,
Ты стоишь в богатырский свой рост,
Полный мощи, труда и движенья,
Оренбург, – наш восточный форпост!
Жизнь меняет приоритеты,
Крут истории каждый виток,
Орь, в ином предстаёшь ты свете,
Азиатский Урала приток,
Неспроста нас судьба возносила
К высшей правде и к святости уз.
Нынче новая строит Россия
С новой Азией братский союз!
К светлым далям, в манящие выси
Нас зовёт оренбургский простор...
Вот какие навеяла мысли
Это речка степная Орь!

Александр ШУРАЛЁВ

Разлука                                                                                                                                        

В моей гитаре сплёл гамак паук.
Блаженствует меж стен, лишённых звука.
Завязло в путах паутин ау,
пустынное, как с музыкой разлука.

Когда-то я не расставался с ней,
подушки пальцев до крови мозоля.
Часов не наблюдал в просторах дней,
и выше, и мощней звучала воля.

Перекрутил в азарте я колки,
и, лопнув, струны онемели глухо…
Вот и полезли в щели пауки
блаженствовать меж стен,
 лишённых звука.

Зазубринка

Былое. Сельский клуб. В разгаре бал.
За окнами – вечерний трепет лета.
Кто молотил ногами по паркету,
а кто в сторонке у стены вздыхал,
а кто в сторонке у стены вздыхал,
а кто в сторонке у стены вздыхал…
Заигранной пластинкой скачет зал.
Я, вспоминая старую пластинку,
ищу в судьбе зазубринку-щербинку,
в которой жизнь могла б иглой застрять
и без конца то место повторять,
где молоды мои отец и мать,
где молоды мои отец и мать,
где молоды мои отец и мать…

Весна

В который раз грядёт весна
капелями уведомлений,
и соскребается с окна
бумага зимних утеплений.

Мы видим, как заплакал снег,
стекая мутными ручьями,
и ощущаем тяжесть век
над повлажневшими глазами.

Зимы, себя, былого ль жаль?
Любви, надежды, веры мимо
плывём, как льдины, тая, в даль,
которая непостижима…

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Голосу времени внемля

    15.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS