Поймут ли это когда-нибудь российские мужчины
В Москве открылась 6-я международная медицинская выставка «Мужское здоровье и долголетие». По традиции в её рамках пройдёт и Российский научно-образовательный форум, на котором будут рассмотрены социальные, медицинские, экологические, сексологические и психологические аспекты проблемы сохранения здоровья, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни мужчин.
Выставка и форум организованы компанией «РимиЭкспо» при поддержке и участии Департамента здравоохранения города Москвы, Российского научного сексологического общества, Межрегиональной общественной организации детских урологов-андрологов, Русского психоаналитического общества и ряда других общественных организаций и ведущих научных центров.
На вопросы «ЛГ» отвечает доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом андрологии НИИ урологии Минздравсоцразвития Армаис КАМАЛОВ.
– Армаис Альбертович, вам не кажется странным проведение накануне 23 февраля мероприятия, посвящённого защите самих защитников Отечества?
– С учётом сложившейся ситуации абсолютно не кажется. Если не принять срочных мер, очень скоро защищать страну будет попросту некому. Мужской век в нашей стране в среднем составляет 58 лет и 7 месяцев (в Японии для сравнения – 78 лет). В иных регионах «настоящие мужики» уходят в мир иной в 53–54 года. Смертность сильного пола в трудоспособном возрасте почти в четыре раза выше, чем слабого.
И вот ведь какой парадокс. Российские мужчины – единственная группа населения, за здоровье которой никто не отвечает. Действуют различные национальные программы, в том числе «Материнство и детство», но комплексной программы охраны мужского здоровья нет.
Даже медицинские аспекты в целом не рассматриваются. Хотя специалисты ведущих научных центров уже давно бьют тревогу, доказывая, что эффекта можно достичь только при совместных действиях врачей разных направлений. У 40 процентов мужчин с половыми расстройствами через четыре года появляется и ишемическая болезнь сердца. У тех, кто болен сахарным диабетом, нередко возникает серьёзная эректильная дисфункция. Иными словами, речь идёт о звеньях одной цепи, о внутреннем процессе, поражающем сосуды, органы, системы организма и требующем общего внимания урологов, кардиологов, терапевтов…
На этом фоне как парадокс выглядит отношение к урологии, являющейся колыбелью андрологической науки. В 2001 году она была обозначена как основная медицинская специальность. А потом под разговоры об усилении борьбы с мужскими недугами опять выведена из основных дисциплин, стала субспециальностью хирургии.
– Какими, на ваш взгляд, должны быть первоочередные шаги?
– Главная проблема сегодня даже не с медициной, а с просвещением сильного сословия. Мне по душе вывод японского писателя Акутагавы Рюноскю, который сравнил человеческую жизнь с коробкой спичек: «Обращаться с ней серьёзно – смешно. Обращаться несерьёзно – опасно».
Что греха таить: наше знание о себе как о мужчине нередко почерпнуто из уличных разговоров, сдобренных сомнительными анекдотами об исполнении супружеского долга. Впрочем, не стоит удивляться: даже в нацпроекте «Демография» роль мужчины как необходимого соавтора решения демографической проблемы прописана, можно сказать, симпатическими, невидимыми чернилами.
А между тем крайне важен хотя бы основной минимум знаний о своей природе: что надо, к примеру, проверять в 40, 50, 60 лет, какие неприятности поджидают в тот или иной период. Молодые мужчины нередко находятся в счастливом неведении относительно заболеваний, передающихся половым путём, и возможных в связи с этим проблем с репродуктивной функцией. Ведут себя совершенно безграмотно, сталкиваясь с начальными проявлениями эректильной дисфункции.
После 40–50 лет нередко заявляют о себе как следствие возрастных изменений заболевания предстательной железы. Это могут быть и доброкачественная гиперплазия, и, к сожалению, рак. Не только пациенты, но и многие врачи недооценивают показатель уровня в крови мужского организма особого гормона – тестостерона. А ведь он в решающей степени предопределяет сексуальную активность мужчины, его работоспособность, каждодневное настроение.
Государственные инвестиции в основном направляются на разработку, совершенствование методов лечения. Мы словно забыли главный постулат медицины – упреждать недуг. Врачи поликлиник, не разбираясь в мужских проблемах, часто попросту упускают многие серьёзные заболевания, которые несложно заподозрить уже при обычном опросе.
– Население России убывает в основном за счёт высокой смертности и низкой рождаемости. Причины – пьянство, наркотики, травматизм, безысходность.
– Обычно, говоря о низкой рождаемости, ссылаются на социальные условия, упуская из виду чисто медицинские факторы. А в России более пяти миллионов бесплодных пар!.. Каждый второй бесплодный брак связан с заболеваниями мужской половой сферы. В 23 процентах случаев – проблемы у обоих супругов.
Многие семьи мечтают о ребёнке. Выручить могли бы вспомогательные репродуктивные технологии. Но их цена доходит до 3,5 тыс. долларов… Государство начало покрывать расходы на выполнение подобных методов, однако пока говорить о широкомасштабных программах ещё нельзя.
Что касается травматизма… Предлагаю законодательно определить: ежегодный осмотр у врача – условие для пролонгирования трудовых договоров. Тем самым мы снизим цифры производственного травматизма, создадим фон для того, чтобы ужесточить самооценку мужчинами своего здоровья.
– Повода для оптимизма, получается, нет?
– Увы, государственная программа, проект которой нами давно подготовлен, пока не принята. Но к пилотным программам в ряде регионов мы уже приступили. Так, в Свердловской области при поддержке губернатора Э. Росселя реализуется программа «Урологическое здоровье мужчины». На эти цели выделено около 6 млн. долларов. Сформированы девять медицинских центров, организовано диспансерное обследование, действуют хорошо оснащённые кабинеты, обучены кадры. В результате удалось сделать более достоверной статистику, заметно повысилось раннее выявление недугов.
В Пензенской области выделен корпус при областной больнице под центр мужского здоровья. Специальная программа принята в Ростовской области. Здесь уже на первом этапе диспансеризации у 41 процента подростков выявлены заболевания, передающиеся половым путём. Впору трубить об эпидемии.
В столице хорошие результаты дала ранняя диагностика заболеваний предстательной железы. У всех пациентов с повышенными цифрами ПСА – простатоспецифического антигена, являющегося онкологическим маркером для железы, – выполнена биопсия. Это резко расширило возможности обнаружения злокачественных образований на начальных стадиях, когда радикальное лечение позволяет полностью избавить человека от грозного недуга.
Аналогичная работа разворачивается в Самарской области, Алтайском крае, других регионах.
Российское общество «Мужское здоровье» провело нынешним летом в Кисловодске первый образовательный сертификационный курс для врачей первичного звена и санаторно-курортной службы. Его участниками стали свыше 700 человек. Такие же курсы намечены во всех регионах. Но для этого предстоит определить источники финансирования. Полагаю, они должны быть прописаны в бюджете.
– Будущее страны зависит от здоровья юного поколения...
– Мы разработали программу «Сегодняшний мальчик – завтрашний мужчина». Но снова приходится оговариваться: в России нет прочной преемственности между педиатрами и «взрослыми» врачами. А ведь немало детей уже рождаются с пороками развития мочеполовой системы. Чтобы обеспечить их вхождение во взрослую жизнь, социальную адаптацию, нужна продуманная медицинская помощь.
Молодёжь нередко воспитывает улица. Порой первые половые контакты происходят в совершенно неестественных условиях. Следствие – болезни, передаваемые половым путём, и… неуверенность в своих силах. Всё больше молодых людей обращаются к врачам по поводу нарушения потенции. У многих она развивается на фоне психоэмоциональных, а не органических нарушений. Для консультаций таких пациентов требуется больше времени. Выручить могли бы «горячие линии», на которых дежурили бы квалифицированные врачи. Однако пока такие линии активно создают в основном фармкомпании, продвигающие на рынок свои препараты.
Не могу не высказать своего мнения и по поводу вездесущей рекламы. Включаю телевизор и слышу: «У вас эректильная дисфункция, хронический простатит? Вас выручит новое чудо-лекарство…» И никому нет дела до того, что речь идёт о совершенно разных заболеваниях. Идёт массовое зомбирование пациентов… Меня могут назвать ретроградом, но я выступаю за цензуру медицинской рекламы.
Конечно, это очень непросто – поднять общество на защиту сильного пола. Ведь первую скрипку должны играть сами мужчины. Но они у нас в отличие от тех же европейцев относятся к самим себе откровенно пренебрежительно, не осознавая, что человеческая жизнь очень хрупка и, увы, исчерпаема.
Что проку от богатства, если воспользоваться с таким трудом заработанными благами ты попросту не успеешь.
Беседу вёл
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Впервые принять специальную программу сохранения мужского здоровья предложил ещё в 1968 г. (№ 30) демограф Борис Урланис в опубликованной в «ЛГ» знаменитой статье «Берегите мужчин». С тех пор проблемы только усугубились (Ю. Крупнов, «Прекратите нас беречь!», «ЛГ», № 1, 2007 г.; Л. Мазурова, «Какого пола болячки», 2008 г.), но «мужские консультации», о которых мечтал Урланис, так и не появились.
В проекте резолюции проходящего в эти дни научно-образовательного форума его участники вновь поставили вопрос о целевой государственной программе. Может быть, через 40 лет врачей, демографов и социологов наконец услышат?