Мэр столицы Сергей Собянин внёс на рассмотрение Московской городской думы проект закона «О бюджете города Москвы на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.».
Главный финансовый документ столицы на ближайшие три года, который сейчас анализируют в московском парламенте, обеспечивает безусловное выполнение всех социальных обязательств перед горожанами. Более половины расходов городского бюджета – 53,3 процента, или около 1,7 триллиона рублей в год, – составят расходы социального характера. Сразу бросается в глаза тот факт, что в перечне приоритетных государственных программ одну из лидирующих позиций – третью – по уровню финансирования занимает образование. Уровень запланированных на него расходов (415,5 млрд рублей на 2020 год) суммарно даже превышает денежные потоки, которые пойдут на развитие здравоохранения (400 млрд рублей). При этом по сравнению с 2018 годом расходы на здравоохранение вырастут на 30 процентов, а бюджет на образование городские власти увеличили в общей сложности более чем на 25 процентов.
Попробуем разобраться, какие же направления системы образования потребовали дополнительных вливаний. Наибольший объём средств будет выделен на обучение воспитанников дошкольных групп, школьников и студентов. Например, норматив финансирования на школьника вырастет до 185 тыс. рублей в год. Более 15 млрд рублей планируется израсходовать на совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений. Развития она, несомненно, потребует, поскольку к уже успешно работающим проектам вроде МЭШ («Московская электронная школа») прибавится новая программа – «Школа старшеклассников», которую начнут внедрять совсем скоро. Классы будут трансформироваться под потребности учеников выпускной школы. Для этого в бюджет на 2020 год заложено почти 17 млрд рублей. Дополнительные средства на благоустройство школьных территорий предусмотрены также для префектур по программе «Мой район».
Кроме того, правительство города постоянно работает над проблемой доступности дошкольного образования. С 2010 года в столице построено 242 детских сада, создана 41 тысяча новых мест, что позволило к настоящему времени снизить возраст приёма детей в дошкольные учреждения до 2 лет 4 мес. Этот стандарт сейчас выдерживается практически во всех районах Москвы.
Выравнено финансирование частных и бюджетных школ. Это даст возможность родителям выбрать учебное заведение для своего ребёнка и усилит конкуренцию школ.
Невозможно отрицать тот факт, что развитие системы образования в данный момент – одно из приоритетных направлений жизни столичного мегаполиса, находящееся под пристальным вниманием московских властей. В 2010 году учебный процесс шёл в 1599 зданиях школ, а сегодня их уже 1860. Только в период с 2018 года в Москве построено 89 корпусов новых школ (из них в дополнение к имеющимся – 80 зданий), что позволило создать около 50 000 новых учебных мест.
Практически в каждой школе ученики могут сейчас получать образование не менее чем по трём профилям. Десять лет назад подобной возможности не существовало. Учебные заведения с большим числом «класс- комплектов» старшеклассников ныне имеют финансовую возможность для своих образовательных программ закупать дорогостоящие лаборатории. Это и с точки зрения расходования бюджета эффективнее, и школьникам помогает лучше развиваться. Рациональное использование помещений всех зданий больших школ значительно расширило им возможности для основного и в особенности для дополнительного образования.
Вообще, в столице создана уникальная система для внешкольного обучения: свыше 120 тысяч кружков и секций для детей в школах, колледжах, вузах, учреждениях допобразования, музеях, театрах, парках. В них занимается более миллиона детей в возрасте от 5 до 18 лет. Доля кружков, которые ребята посещают бесплатно, за последние три года выросла с 75 до 83%.
Серьёзные изменения коснулись в последние годы и зарплаты учителей. Средней зарплате столичных педагогов, выросшей до 117 тысяч рублей, могут позавидовать коллеги из любого российского города.
Главное же свидетельство роста качества школьного образования в Москве – успехи учеников. Возросла доля тех, кто на отлично сдаёт ЕГЭ. Более чем в 5 раз увеличилось количество школ, которые подготовили победителей и призёров различных олимпиад. Самый последний громкий успех – ученица 11-го класса школы № 1557 Мария Алиен выиграла золотую медаль на Международной астрономической олимпиаде, завершившейся 26 октября в Румынии. Ещё четыре представителя Москвы завоевали там серебро.
Отличную возможность учиться по-новому столичным школьникам предоставляет проект «Московская электронная школа» – уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий. Для детей это полномасштабная база знаний, позволяющая им учиться в максимально соответствующей их интересам среде. Их родители благодаря МЭШ теперь располагают целой системой сервисов, которая даёт им возможность меньше переживать за своего ребёнка. Ежедневно более чем 600 тысячам родителей приходят сообщения о посещении школы и питании детей. В первую очередь это вопрос безопасности. Наконец, полмиллиона родителей ежедневно просматривают электронный журнал, контролируя процесс обучения своего чада и имея возможность при необходимости пообщаться с любым педагогом, даже не приходя в школу.
Комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике в ходе своего заседания рекомендовала столичному парламенту принять в первом чтении проект закона Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.»
Виталий Веселовский
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета:
– Оценивая бюджет образования Москвы, необходимо говорить о качестве образования. Все затраты должны быть сопоставлены с реальными эффектами для москвичей. В этом смысле за последние годы произошли серьёзные изменения. Если раньше для московской системы образования было необходимо вырваться вперёд в сравнении со средними показателями по стране, то сейчас важно, чтобы столичные школьники могли конкурировать с лучшими учениками по всей стране. Доля москвичей, сдающих ЕГЭ на отлично, увеличилась с 11% почти до 50%. Это как раз фактор конкурентоспособности столичной системы образования.
Один из важнейших факторов её дальнейшего развития – создание дополнительных образовательных возможностей за счёт электронного образования. На это потребуется увеличение бюджета. Понадобятся виртуальные лаборатории, тщательно продуманные уроки, методически подготовленные учителя. Это требует комплексного подхода, затрагивающего разные уровни системы образования – и школы, и вузы.
Для нашего университета, кстати, это тоже серьёзный вызов. Мы должны готовить студентов, не только владеющих технологиями электронного обучения, но и способных работать в требовательных московских школах. И тут уже важны такие навыки, как умение общаться, увлечь ребят, заинтересовать их содержанием своего учебного предмета. Фактически студенты должны будут конкурировать с опытными учителями из регионов, которые тоже часто едут в столицу и хотели бы здесь работать. Очень надеемся на развитие программы по сертификации студентов – будущих учителей. Это дополнительные испытания, которые проходят студенты перед тем, как пойти работать в школу. Нам также важно, чтобы в школах были опытные наставники и помощники во время студенческой практики.
Возлагаем большие надежды на поддержку предпрофессиональных классов в московских школах. С этого года там появился «новый педагогический» профиль. Его будут осваивать школьники, которые стремятся и ищут себя в профессиях, связанных с работой с людьми. Всё это требует увеличения бюджета на образование.