В ближайшее время Московская городская дума обсудит проект бюджета столицы на 2019 год и плановый период последующих двух лет. Главный финансовый документ города уже одобрен на заседании правительства Москвы.
Даже поверхностный взгляд на цифры и названия направлений бюджетных отчислений дают понять, что столичные власти вновь намерены направить большую часть денежных средств на здравоохранение, образование, социальную защиту и поддержку пожилых людей. То есть бюджет сохраняет социальную направленность, и во главе угла стоит создание высокого качества жизни горожан. В то же время российская столица продолжит развивать транспортную инфраструктуру и совершенствовать благоустройство общественных пространств. Серьёзное внимание будет уделено развитию экономики, малому и среднему бизнесу, поддержке промышленности, инноваций и науки. Все эти параметры в бюджете заложены.
Устойчивость развития городской экономики хорошо видна по бюджетным параметрам. Ожидается, что по итогам 2018 г. рост доходов составит более 8%. В следующие два года планируется их стабильное ежегодное увеличение на уровне 5% и более. Доход бюджета в 2019 году составит более 2,3 трлн. рублей. В этой цифре заключена лишь небольшая часть налогов от населения и взносов от бизнеса. Главный фактор роста экономики и соответственно доходной части бюджета – правильная стратегия Правительства Москвы, обеспечивающая приток инвестиций и создание инфраструктуры для развития бизнеса и повышения качества жизни горожан. Столичный мегаполис отнюдь не тянет в свой карман ресурсы всей страны, напротив – он делится ими с регионами. Два триллиона рублей НДС и налога на прибыль уйдёт в федеральный бюджет, а затем – субъектам. Стало быть, Москва тратит деньги не только на себя, но вносит солидный вклад в общегосударственную казну.
За счёт чего обеспечена стабильность городских доходов, тем более что сегодня в Москве нет бюджетообразующих отраслей? Зато есть глубокая диверсификация экономики, денежные поступления равномерно распределяются по широкому спектру видов деятельности. Всё более весомыми становятся поступлениях из финансово-кредитных сфер, областей информационных технологий, связи, научных исследований, торговли. Для сравнения: 8 лет назад наибольший вклад в городской бюджет вносили налогоплательщики нефтегазового сектора. Последний обеспечивал около трети поступлений налога на прибыль и более 18% от общего объёма доходов бюджета. Сегодня поступления в бюджет от нефтегазового сектора не превышают 5% доходов.
Нынешние приоритеты главного финансового документа города – приоритеты обычных москвичей. Правительство столицы под руководством мэра Сергея Собянина решает оперативные, повседневные вопросы горожан, среди которых улучшение доступности и качества здравоохранения и образование, поддержка социально незащищённых слоев, удобный городской транспорт, комфортная инфраструктура. Расходы социального характера составляют более половины расходов – 51,3%, или свыше 1,3 трлн. рублей в год (в 2018 г. – 1,2 трлн. рублей). Непосредственно на социальную поддержку жителей Москвы (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в бюджете предусмотрено 414,4 млрд. рублей.
Не забудем и про непременное повышение в 2019 году оплаты труда работникам бюджетных сфер всех отраслей.
Исходя из недавно вступившего в силу закона об увеличении возраста выхода на пенсию, московские власти расширили меры социальной защиты «предпенсионеров», установив для них льготы, которыми раньше пользовались граждане пенсионного возраста. Как уже сообщала «ЛГ», ветераны труда и военной службы по достижении возраста 55/60 лет сохранят право на льготы по оплате услуг ЖКХ в размере 50%, услуг местной телефонной связи, а также право на получение ежемесячной городской денежной выплаты. Кроме того, для москвичей, достигших возраста 50 лет, предусматриваются бесплатная диспансеризация, профессиональное обучение и переобучение, а также адресная социальная помощь в случае трудной жизненной ситуации.
Продолжится финансирование популярных и востребованных населением городских программ. Среди них «Московское долголетие» (культурные, образовательные, спортивные, оздоровительные мероприятия для пенсионеров), «Наше сокровище» (подарочные наборы для новорождённых детей), «Наше дерево» (семейный экологический проект). Вдобавок в 2019 году на полную мощь заработает проект «Мой район», благодаря которому городская среда всех столичных районов достигнет одинаково высокого стандарта качества. В рамках программы будут проводиться работы по благоустройству улиц и парков, ремонту библио-тек и домов культуры, созданию дополнительных возможностей для занятий физической культурой и спортом, решению других вопросов по просьбам москвичей.
Помимо социальной составляющей заметное место в бюджете-2019 отдано развитию российской столицы. В этой связи документ, одобренный Правительством Москвы, даже подвергся определённой критике. Мол, не слишком ли раздут бюджет города? С учётом того, что он по-прежнему останется дефицитным, вряд ли на такой вопрос можно ответить положительно. Учитывая тот факт, что Москва – крупнейший транспортный узел страны и сверхпривлекательна как место работы для нескольких миллионов человек в ней не проживающих, делить московский бюджет можно смело не на 12, а на 16 миллионов человек. И наконец, не забудьте о конечных целях. Разве город безрассудно проедает деньги? Совсем нет. Он развивается. Поэтому и появляются новые станции метро, школы, дороги, больницы, строится жилье. Это не траты, а инвестиции в будущее. Нет сомнений, что уже через пару лет Москва станет лучше, современнее, а главное – комфортнее для горожан.
Сергей Колпакчи
От первого лица
Сергей Собянин, мэр Москвы:
– Безусловно, для того, чтобы поддерживать социальную инфраструктуру, необходимо развивать экономику. Для этого следует развивать инфраструктуру города, в первую очередь транспортную. Поэтому бюджет города Москвы одновременно будет являться и бюджетом развития. Я думаю, что в течение трёх лет Москва обогатится новыми очень важными и нужными проектами и в социальной сфере, и в улучшении транспортной ситуации.