Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Бывших одесситов не бывает

01 января 2007

РЕЗОНАНС

«Я очень рада, что в городе, который отец так ярко и красочно описал, установили ему памятник, кстати, первый в мире. Есть мемориальные доски, но не памятник» (выделено мной. – И.Р.), – говорила Лидия Бабель. Итак, памятник Бабелю в Одессе всё же установлен, – и притом не просто так, а по инициативе Всемирного клуба одесситов, руководители которого делом доказали, что они отнюдь не липовые патриоты своего города. Казалось бы, точка поставлена. И какая! Отлитая в бронзе. Но в воздухе витает какое-то глухое раздражение. Какое-то желание принизить значение этого факта…

С запозданием узнав о статье Дмитрия Быкова в «Новой газете», прочитал в ней: «Сейчас Одесса пребывает… в явном духовном упадке… здесь очень мало своих поэтов, а те, что есть, – несопоставимы с титанами двадцатых и даже с лучшими из киевлян. С прозой всё тоже как-то не очень…» Это отклик на прошедший в июле Международный одесский литературный фестиваль, как раз и приуроченный к открытию памятника Бабелю. О фестивале худого слова не скажу – он был замечательный. В числе мероприятий был и круглый стол, посвящённый одесскому мифу. Но г. Быков решил, видимо, что он на эту тему высказался не до конца. И вот довысказывается: «Нужно, чтобы кто-нибудь громко сказал о пошлости одесского культурного мифа, который в своё время был очарователен, но время это прошло». Нужно совершить «акт освобождения – и отринуть изношенные мифы ради нового величия. Иначе Одесса таки будет ходить по кругу тудой-сюдой и говорить за Беню, чтоб он так был здоров, хотя шо может быть хорошего, я вас умоляю, в бандите, который давно умер-шмумер? Дело надо сделать, одесситы, и потом можно слюни пускать».

Подделка под одесский язык мне не кажется слишком удачной. Но Бабель, его личность, его загадка давно не дают покоя Быкову. Бабель – герой романа Быкова «Оправдание». Писателя, согласно достаточно фантастическому сюжету, не расстреляли, а сослали в особые лагеря, где воспитывались некие «сверхлюди», и вот после смерти Сталина он появляется из небытия… Не стану этого комментировать, но психологическую тайну едва ли не мучительного интереса Быкова к Бабелю объяснить попытаюсь.

Когда писатель – твой герой, невольно соизмеряешь себя с ним. И не можешь не признать: ты – не он! Не в несоизмеримости талантов дело. Дмитрий Быков вообще-то способный человек. Но он… беллетрист. А Бабель – писатель. Он трагической судьбой оплатил не только все слова в своих произведениях, но даже точки и запятые. Экзистенциальный вес Слова! Этим всегда славилась русская литература. А беллетрист – просто пишет, деньги зарабатывает, за успехом гонится. Помните чеховского Тригорина? Жалко его, потому как сам знает себе цену: «…когда умру, знакомые, проходя мимо могилы, будут говорить: «Здесь лежит Тригорин. Хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева». Как далеко вперёд глядел Антон Павлович! Это ведь сегодня повальное бедствие. Калифы на час – написанное ими и через десять читать уже никто не будет. «Вот – вознесут на миг. О, сколько криков! / Да ты у нас писатель, ты поэт! / Ещё стишок напишет Дима Быков. / Стишок неплох. Ну а поэта – нет».

…Дмитрий Быков, видя в Бабеле создателя одесского мифа, хочет этот миф выбросить за борт. «Одессе, если она хочет остаться культурной столицей евразийского юга, нужен новый миф – и необязательно ждать нового первоклассного прозаика, чтобы его создать». Звучит вроде бы неплохо. Только вот настораживает некая тенденция – общая для нашей эпохи постмодерна: непременно нужно все предшествующие мифы разрушить, «разоблачить», демонтировать, деконструировать. А потом придумывайте, что хотите. Но на каком месте? На пустом?

За внешней эффектностью тезисов кроется поверхностность суждений. Она – в природе яркого и многообразного дарования Дмитрия Быкова: он – блестящий «фельетонист» нашей «фельетонной эпохи» (в том смысле, в каком говорил о фельетонизме Г. Гессе). С концепцией Быкова, что Одесса рифмуется с Петербургом, что это женственная ипостась Северной столицы, не стану спорить. Но ведь это лежит на поверхности: Северная Пальмира – Южная Пальмира. А вот ассоциировать Одессу с бабелевскими бандитами не стоит. Нужно различать миф Одессы, как он живёт в массовой культуре (и в силу самой природы массового сознания не может не быть пошлым и убогим), и Миф как «дух города». Именно последний и улавливается чутким сознанием человека культуры, именно он и артикулируется её творцами-одесситами. Но не сочиняется ими, ибо миф должен возникнуть сам.

В силу счастливого стечения обстоятельств Одесса возникла как город-миф, и этот миф – и в изгибах одесских улиц вкупе с ещё чудом сохранившейся архитектурой, и в южнорусской школе живописи, и в особом характере и языке коренных одесситов, и, простите, даже в неуклюжей грации и аляповатой красочности бабелевских бандитов. Но последние, как видим, всего лишь частный случай, отдельное выражение одесского мифа.

А что же это за миф? Миф свободы. Утопия «вольного города», возникшего в силу переменчивых исторических обстоятельств. Сокровенный замысел европейского открытого города, в котором осуществляется роскошь человеческого общения. Да к тому же общения разных народов, разных культур. Место, где возможно пиршество духа, – какие бывали в счастливые времена, скажем, в эпоху Возрождения. Первым, кто уловил складывающуюся мифологию города, был, конечно, Пушкин. Утопия, разумеется, не осуществилась сполна, как и всякая утопия, – но она отбрасывает идеальный свет былых (а, может, и будущих) обещаний. Город-перекрёсток культур, город «разномыслия» и диалога, город, как «место встречи», которое, разумеется, «изменить нельзя».

Конечно, я говорю об идеале, об идеальном замысле, – но ведь хотя бы частично он был воплощён! Приведу факты не самые броские и общеизвестные. Здесь учился Врубель – и было, значит, у кого учиться! Здесь учились братья Михаил и Николай Бахтины. Именно здесь нашёлся один швейцарец (!), который подарил Михаилу книгу тогда почти никому не известного датского философа Кьеркегора… с надписью, сделанной лично автором! Убеждён, что без этого дара, без этой встречи с иной мыслью Михаил Бахтин как гениальный мыслитель не состоялся бы.

Что бы ни происходило с городом, одесситы несут в себе частичку одесского мифа, и, даже оказываясь где-то за тридевять земель, они всё равно самые свободные люди. Бывших одесситов не бывает. Дмитрий Быков говорит, что нынешние одесситы несопоставимы с «титанами двадцатых годов». А сам он – сопоставим? И что за дурацкое слово – «титаны» (в моё время так называли баки с кипятком). Дело не в масштабе таланта, но в других временах. Подлых временах, антипоэтических, когда все представления о подлинных поэтических ценностях сместились. Вот, кстати, исполнилось 80 лет поэту Игорю Павлову. Настоящий поэт, который ведёт себя совершенно безалаберно, как и положено поэту, наплевательски относясь и к славе, и к изданию книг. Очень боюсь, что мы можем не увидеть более или менее полного собрания стихотворений Павлова – да и денег у него на это нет. Вот бы господину Быкову (у которого огромный авторитет, влияние и возможности) и помочь, да заодно и послужить одесской литературе. Ведь, глядишь, через пару десятков лет нынешние её хулители вынуждены будут признать свою позорную близорукость.

Новый миф действительно нужен. Но он не может состояться без нового понимания и преобразования мифа старого. Верно, что нельзя жить прошлым, застраивая всю страну памятниками, – нужно иметь и будущее. Но для этого нужно по крайней мере не затаптывать ростки того, что есть в одесской литературе, – проявляя московский снобизм и одновременно упрекая обиженных одесситов в провинциализме.

Илья РЕЙДЕРМАН, поэт, философ, культуролог

Обсудить в группе Telegram

Илья Рейдерман

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS