Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Чаша жизни

01 января 2007

ИСКУССТВО

Его называли смертником, но он не только выжил, но и стал прекрасным живописцем. Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Михайлович Чулков чудом остался жив после тяжелейшего ранения в голову. Тогда врачи не особо верили в его выздоровление.

Демобилизовавшись инвалидом с правосторонним параличом, он не отчаялся, а наоборот, стал посвящать всё своё свободное время живописи, о которой всегда мечтал. Учился всё делать левой рукой и со временем достиг такого мастерства, что ему завидовали именитые живописцы. Мало кто и сейчас умеет передать тонкие оттенки снега, которые так искусно получаются у Михаила Чулкова. Репродукция его картины «Первый снег» даже украсила обложку каталога выставки российских живописцев в Париже, проходившей в 1992 году.

Родился Михаил Чулков в 1921 году в Йошкар-Оле, а в 1937-м семья переехала в Люберцы. В начале 1940 года Михаила призвали в армию и направили в Арзамас, в полковую школу.

– Нас готовили командирами расчёта полкового миномёта, – вспоминает ветеран. – Как только началась война, мне присвоили звание младшего сержанта и оставили в Арзамасе для подготовки вновь призванных. А в декабре 1941 года был сформирован отдельный лыжный батальон при 7-й Гвардейской стрелковой дивизии, в которой я, уже в звании старшего сержанта, был помощником командира взвода в миномётной роте. Наша дивизия была направлена на Северо-Западный фронт. Всю зиму дивизия вела наступательные бои в районе Старой Руссы. Отдельный лыжный батальон обходил врага с тыла. Вели разведку боем и в тяжелейших сражениях освобождали родную землю. Нашим батальоном было взято несколько деревень. Весной и летом 1942 года мы заняли оборону на реке Ловать. Мой расчёт уничтожал огневые точки противника. Я лично убил более 20 фашистов. Два раза был со своими сослуживцами в разведке, брал «языка».К осени 1942 года 1-я Ударная армия прорвала кольцо и соединилась с нашей дивизией, и вместе мы перешли в наступление, в результате которого немцы были окружены. А нам предоставили возможность краткого отдыха. В общей сложности воевать мне пришлось не так долго. 28 декабря 1942 года – я никогда не смогу забыть этот день – ночью нас подняли по тревоге и на лыжах направили к фронту – и сразу в бой, в котором я получил тяжёлое пулевое ранение в голову.

Ранение было ужасное. Почти десять месяцев воин провёл в госпиталях, полгода не мог разговаривать. Перенёс три черепно-мозговые операции. Семь дней он был без сознания, а когда пришёл в себя, понял, что ничего не помнит, даже своего имени. Врачи и медсёстры между собой называли его смертником, не веря, что с такой раной он может выжить. Да ещё при одной операции хирурги напортачили. Решили закрыть рану костью, для чего удалили у Чулкова ребро. К счастью, последняя операция проходила в Москве, ассистировал сам академик Бурденко. Именно он сказал, что кость с раны нужно срочно убирать. Под ней уже образовалась киста. Рану закрыли мягкими тканями.
Но после ранения у Михаила Чулкова оказалась парализована правая сторона тела. И ему пришлось учиться заново говорить и ходить, всё делать левой рукой. Войну ветеран ненавидит, иначе не скажешь. На вопрос, писал ли он картины, посвящённые войне, он резко ответил: «Нет, не хочу даже вспоминать этот ужас». Все его картины, а написаны их сотни, – только Люберецкому краеведческому музею он подарил после своей персональной выставки, приуроченной к 85-летию, 140 лучших работ, – посвящены красотам родной земли. Чулков запечатлевал на своих полотнах не только пейзажи Подмосковья, но и окрестности Ленинграда, Чистополя – откуда он привёз свою жену, с которой в любви и согласии они прожили более полувека. Много своих работ он посвятил также видам Крыма и Кавказа. И больше всего он писал зимние пейзажи, от которых в восторге все – и зрители, и коллеги, и искусствоведы.

– Когда пришёл раненный с фронта, – рассказывает Михаил Чулков, – я решил научиться рисовать. Начал копировать работы известных мастеров. А потом по приказу Сталина, об этом мало кто сейчас уже помнит, для того чтобы занять инвалидов войны, болтающихся без дела, была открыта в Москве художественная студия. Руководил ею Константин Юон. Учился я у Ивана Захарова – ученика знаменитого Василия Перова. И шесть лет постигал эту науку. Стал сам много писать, в основном этюды, но иногда брался и за портреты. Всегда работал маслом, хотя и пробовал писать акварелью. После окончания студии много лет работал в Московском областном художественном фонде. Вступил в Союз художников России. Выполнил огромное количество заказов, писал большие полотна на тему детских сказок. Участвовал во многих групповых выставках. Неоднократно выставлялся в Московском Манеже. У меня было семь персональных выставок. Больше всего я любил писать на природе. Все основные мои работы созданы именно на этюдах. Я и сейчас бы с удовольствием писал с натуры. Но силы уже не те, быстро стал уставать.

Михаил Чулков не только талантливый художник, но ещё и поэт. Как-то вдруг ему захотелось переложить на стихи русскую народную сказку «Сивка-Бурка», а вслед за ней ещё и «По щучьему велению». Наверное, образы, не раз создаваемые художником на холсте, выплеснулись на бумагу.

За боевые заслуги Михаил Чулков был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, многими медалями, но для него не менее важными были и награды, дипломы и грамоты за художественную деятельность, которой он посвятил всю свою жизнь.

Марина МАКАРОВА

Обсудить в группе Telegram

Марина Макарова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS