Крылья спецслужбы России. Страницы истории авиации войск и органов безопасности России. – М.: Граница, 2009. – 263 с. [16] л. ил. – (Безопасность).
Несмотря на свой немногочисленный состав, авиационные части пограничных войск внесли достойный вклад в общую победу в Великой Отечественной войне. Основным боевым формированием являлась Отдельная авиабригада, дислоцирующаяся в Быкове, на вооружении которой были самолёты Р-10, По-2 и новейшие МиГ-3. Отважно сражались с врагом в тяжёлом 1941 году лётчики Белобородов, Ножкин, Янычев, штурманы Тульский, Сумароков, стрелки-радисты Коновалов, Борисов. Свыше 500 боевых вылетов совершил лётчик транспортного полка Скрыльников, из них 122 – за линию фронта. Он доставлял в осаждённый Ленинград боеприпасы, продовольствие, вывозил оттуда женщин, детей и раненых. Забрасывал воздушные десанты на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Западном фронтах.
Авиационные подразделения, несущие службу в других регионах страны, также принимали участие в боевых действиях, нанося превентивные удары по вооружённым формированиям на сопредельной стороне. В частности, это относится к деятельности 8-й Ташкентской отдельной авиационной эскадрильи, которая отражала в июне 1944 года удары афганцев по территории СССР.
Следует отметить, что в укрепление боевой мощи авиации пограничных войск вносили вклад сами пограничники. Так, например, с начала войны по декабрь 1944 года воины Дальневосточного военного пограничного округа собрали в фонд обороны страны свыше 3 млн. 800 тыс. рублей деньгами и внесли облигаций Государственного займа на сумму 5,5 млн. рублей.