Более 90% западных компаний не ушли с российского рынка, заявил глава МИД Австрии Александер Шалленберг. А «Файненшл таймс» сообщает, что ЕС закупил рекордные объёмы сжиженного природного газа в РФ за первые семь месяцев года: импорт российского СПГ вырос на 40% по сравнению с тем же периодом даже года 2021. Берлинская опера возобновляет сотрудничество с Анной Нетребко, передаёт немецкий «Бильд». Худрук Государственного симфонического оркестра Литвы Гинтарас Ринкявичюс открыто назвал запрет на исполнение русской классики в Литве непонятным и несправедливым: «В чём провинились Пётр Чайковский, Рахманинов, Дмитрий Шостакович – не могу понять».
Неужели к кому-то возвратился здравый смысл? От хороших – или просто нормальных – новостей с Запада мы давно отвыкли. В главных наших СМИ про Запад говорят преимущественно в терминах «упадок», «загнивание» и «закат» по Освальду Шпенглеру, яркому представителю германского национал-консерватизма 1920–1930 годов. Тогда исправлять «упадок» как раз и взялся национал-социализм.
Тем временем в Европе российские голоса слышны слабо, там заняты своими проблемами, коих предостаточно, но к «загниванию» их относят только современные последователи Шпенглера, которых у нас с радостью цитируют. В реальности специальная военная операция России на Украине и западные санкции усугубили имевшиеся экономические и социальные противоречия и обостряют кризисные явления – прямо по К. Марксу.
При очевидной идеологизированности власти и медиа, в Европе имеется немало прагматичных людей. Здравый смысл диктует рядовым потребителям, что более дешёвые российские энергоносители – это хорошо. Капитал, движимый стремлением к прибыли, знает это ещё лучше. Деятели искусства всё чаще отказываются лишать публику и самих себя наследия гениальных творцов с русскими и российскими корнями. В политике тоже есть рациональные деятели с нелинейным мышлением.
Итоговый вектор складывается из сложного динамичного балансирования идеологии и прагматизма. Поэтому австрийский министр вынужден оправдывать продолжение работы на российском рынке тем, что уйти «сложнее, чем это представляют». Поставки российского СПГ в Европу растут только потому, что более дешёвый трубный газ стал для Европы почти недоступен. Берлинская опера представила решение дать сцену Нетребко по-своему интересно: мол, оперная прима за время СВО не принимала приглашений на работу в России. А литовский дирижёр напоминает, что Чайковский давно умер и стал частью общего культурного богатства.
И как же ЕС будет балансировать в ближайшее время? Для большинства граждан военный конфликт перерос в «фоновое» явление. И политики вспоминают о нём всё реже. Заметно, что здравые прагматичные голоса на разных уровнях и в разных сферах крепят спрос на мирное урегулирование. Америка, нехотя и скрипя зубами, это слушает.
Стоит обратить внимание на поведение наших партнёров по строительству незападного объединения. Никто из них – ни Китай, ни Турция, ни государства БРИКС – взаимодействия с Западом себя не лишают, пользуются им для усиления своих экономик и позиций в мире. Они же предлагают себя в виде посредников и зарабатывают на этом политические дивиденды. Как Россия не исчезнет с карты мира, так не исчезнет и Запад, и объективные обстоятельства заставят обоих искать новую формулу сосуществования.