Перейти к содержанию
  Суббота 23 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

Чего нет в Америке

Пирогов  Лев Пирогов Лев — 01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

О чём пишет современная русская литература?

Лев ПИРОГОВ

Как ни отвечай, получится ответ на другой вопрос: «О чём мы читаем».

И это не означает, конечно, что между «что читают» и «что пишут» нет разницы. Есть, и немалая, и что-то мне подсказывает, что там, в этом зазоре, происходят очень интересные вещи.

Вот, скажем, известно, что общественное сознание является «бессознательным» науки: сначала в нём формируются некоторые запросы, а потом наука их удовлетворяет, открывая те «законы», какие нужно, и формируя ту «объективную картину мира», какая требуется.

Точно так же искусство является «бессознательным» общественного сознания. В этом его польза и его бесполезность. С одной стороны, искусство предсказывает тенденции общественного развития, с другой – поскольку эти предсказания не совпадают с нашими ожиданиями, никто не обращает на них внимания. Иными словами, литература (некоммерческая, «серьёзная») в идеале пишет не то, о чём нам (как нам самим кажется) хотелось бы прочесть. И если науку можно без потери качества заставить работать «на благо общества», то литературу нельзя. Она от этого сразу же мельчает, глупеет, подлеет и так далее.

Между сознанием и бессознательным существует «цензура». Механизм, подгоняющий наши истинные стремления, о которых мы не догадываемся, к тому, что мы сами о себе думаем.

В общественном бытии литературы таким механизмом является издательская деятельность. Издательская «цензура» отбирает из вала создаваемых текстов лишь то, что, по её мнению, наиболее отвечает запросам (вкусам, интересам и ожиданиям) публики. Конечно, будучи частью этой публики, гг. издатели ничегошеньки не знают о её действительных запросах; именно поэтому пресловутый «большой успех» в издательском бизнесе обычно приходит откуда не ждали, а просчитанные маркетологами проекты лишь сводят концы с концами.

Условно ситуация выглядит так: мы думаем, что нам хочется почитать «про бобслей», но при этом все случающиеся про бобслей книжки раздражённо отбрасываем – не то. А на самом деле нам просто не про бобслей нужно.

Означает ли это, что издательский механизм «цензуры» стоит на пути всеобщего счастья?

Ни в коем случае.

Если убрать издателя, то вместо него «решать» (и решать неправильно) будут читатель или писатель, – им тоже не дано заглянуть в своё подсознание. Тем более что эксперимент по отмене «цензуры» кое-где уже проведён. Скажем, в фантастике, где читатели сами взялись за «написательство», и качественный уровень текстов рухнул под напором «молодых талантливых авторов». В ответ на мой вопрос, о чём сегодня повествует фантастика, если «про космос» и «про вампиров» больше не актуально, писатель Сергей Жарковский отлил в бронзе: «Раньше фантастика звала в вузы, теперь – в писатели». То есть фантастика пишет о том, как хорошо быть фантастом. (И впрямь, разве ознаменовавший конец вампирной эпохи «Черновик» Сергея Лукьяненко был не об этом? Сидишь в башне и тасуешь «миры»…)

К этому же периодически склоняется прозаический столичный «мейнстрим» (писать про самих себя – что может быть слаще, особенно если ничего страшнее отражения в зеркале сроду не видел), и только издательский диктат стоит на пути «филологической прозы», заставляя её притворяться прозой других жанров.

В результате этой маскировки ответить на вопрос, о чём же пишет современная русская литература, труднее, чем кажется. Не особо рассчитывая на свои силы, я стал задавать его всем своим друзьям-читателям, и вот что у нас получилось.

Ясные-понятные варианты («про деньги», «про бандитов», «про офис» etc.) пришлось отмести, поскольку в чистом виде они остаются прерогативой литературы коммерческой, хоть «серьёзная» от них и отщипывает.

«Про войну» – тоже в мейнстрим не укладывается. Периодически вспыхивает интерес к отдельным авторам или книгам (Олег Ермаков, Вячеслав Миронов, Александр Карасёв), но нет устойчивого внимания к теме; из резервации интернет-сайта Art Of War литературу про войну не выпускают.

«О любви»? Вот уж с чем совсем плохо. «В СССР любви нет». (В качестве редчайшего исключения рекомендую книжку Александра Кондрашова с не особо внушающим доверие названием «Первый любовник», – имеется в виду актёрское амплуа.)

В общем, отбросив всё, что по тем или иным причинам не укладывается в мейнстрим, мы получили следующий скромный букетик.

Серьёзная литература пишет про самокопание. Про то, как мужчина-гуманитарий, от которого ушла жена, ищет своё место в этой непростой жизни. Про историю ХХ века в зеркале семейной хроники (снова жена ушла, стало быть). Наконец, про чувство собственного достоинства. Его, достоинство, все попирают (особенно жена, хы-хы), а герой пытается сохранить.

Одним словом – пишут про себя, литератора.

Пишут про то, как пишут. (Вот он, постмодернизм.)

Ну и маскируют эту главную и единственную тему каким-никаким сюжетом. Типа, он, этот литератор, заведует складом горюче-смазочных материалов. Или ушёл от мужа. И получается маскарад, а маскарад – это когда не взаправду.

Поэтому-то притязательный читатель всё чаще выбирает нон-фикшен, где реже возникает ощущение, что с тобой играют в бирюльки. А непритязательному и коммерческой литературы хватает, так что на долю «серьёзной» вообще не достаётся общественного внимания. Как изысканно выразился один мой товарищ, «всем до лампочки, о чём она пишет; всё равно всё как и везде – ароматизаторы, наполнители, канцерогены»…

И тут-то возникает главный вопрос.

А где как не везде-то?

Ведь должно же – теоретически – существовать нечто, о чём литература пишет – а мы не читаем? Либо читаем, но не обращаем внимания?

Впору проводить ещё один референдум: «О чём, по-вашему, не пишет современная русская литература».

Как сказал кто-то умный, «скажите мне, чего нет в Америке, и я заработаю миллион».

Сдаётся мне, что чего не хватает в нашей литературе, к тому мы и стремимся подсознательно в реальной жизни. И это вовсе не «миллион», конечно. Любого простофилю спроси, чего ему не хватает для счастья, – попросит денег: «Остальное куплю». Это у него на поверхности, «в оперативной памяти». А в глубине, под спудом, хочется чего-то другого…

Начал было перечислять, но устыдился – у каждого это по-разному называется. А в общем – «чистого неба и свежего хлеба», как когда-то в поздравительных открытках писали.

Я ошибся?

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Чего нет в Америке

О чём пишет современная русская литература?

2010-09-01 / Лев ПИРОГОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Заглушите мотор

22.09.2023

Уйти за пределы кадра

22.09.2023

Иммунитет к слому эпох

22.09.2023

Жизнеловля пресноводных рыб

22.09.2023

Бремя губернатора

22.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты