Издательство «Центрполиграф», существующее почти 20 лет, выпускает книги самых разных направлений и тематики. Сегодня у нас в гостях генеральный директор издательства Николай АЛЁШИН.
– Как появилось ваше издательство?
– Начиналось всё в далёком 1988 году, когда нынешним председателем совета директоров Дмитрием Евгеньевичем Шипетиным с друзьями и коллегами был создан в МГИМО молодёжный центр «Русская Тройка», и одно из его подразделений по инициативе Дмитрия Шипетина стало заниматься книжной торговлей. Там же, в «Русской Тройке», был и первый опыт книгоиздания. Многие помнят нашего Дейла Карнеги, выпущенного неимоверным тиражом… А в конце 1990 года было создано малое предприятие – издательство «Центрполиграф», которое Дмитрий Шипетин возглавляет с 1991 года и по сей день.
– Какие книги вы выпускаете сейчас?
– Издательство ориентировано на максимально широкий охват всех сегментов рынка, мы представляем читателям практически весь спектр книжной продукции fiction и non-fiсtion. «Центрполиграф» успешно выпускает художественную литературу российских и зарубежных авторов в таких популярных жанрах, как современный интеллектуальный роман, детектив и триллер, современная городская комедия, женский роман. Отслеживая выход зарубежных новинок, мы стараемся первыми купить права на публикацию самых интересных романов современности. Сейчас очень популярен жанр фэнтези, поэтому вслед за изданием приключений Личии Троиси и Брайана Дэвиса мы возобновили издание произведений российских авторов-фэнтезистов, начало положили книги Романа Хаера «Удачная работа» и «Идеальное дело».
В разделе нехудожественной литературы мы делаем упор на историческую: литературу по истории России (из новинок – книга историка Сергея Цветкова «Древняя Русь. Эпоха междоусобиц»), всемирной истории и истории цивилизаций (пару месяцев назад вышли три книги Генриха Шлимана), войн и военных сражений ХХ века, книги по истории вооружения и доспехов..
– Что из изданного кажется вам особо примечательным?
– В условно названной серии «Мировая сенсация» вышли очень интересные и разные книги. Первая книга Вики Майрон «Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь мир». Это самая популярная художественная книга про самого известного кота в мире! За возможность напечатать будущий бестселлер американские издатели заплатили бешеные деньги – 1 250 000 долларов. Герой этой книги – реально существовавший рыжий кот по кличке Дьюи, который в 1988–2006 годах жил в публичной библиотеке маленького города Спенсер в США. Это воспоминания его хозяйки Вики Майрон, которая работала в библиотеке Спенсера 25 лет, и кот Дьюи был главный обитатель библиотечного здания, почётный сотрудник, талисман и всеобщий любимец. Когда Дьюи умер, 250 центральных газет США, в том числе Washington Post и USA Today, вышли с этой новостью на первых полосах. Такой участи удостаивались, пожалуй, только Кеннеди и Джон Леннон.
В общем, добрая, политкорректная, толерантная, общекошачья история о простом коте, воплотившем в жизнь американскую мечту и умершем в лучах неувядающей славы. Возможно, такая история, простая и обаятельная, нужна читателям именно сейчас. В США продажи этой книги значительно выросли в разгар кризиса. У нас же люди, вне зависимости от кризисов и войн, любят кошек.
Ещё у нас вышел арттриллер Дональда Томпсона «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах». Если вы ещё не утвердились в мысли, что современное изобразительное искусство – это профанация, мистификация, зомбирование и PR в одном флаконе, то эта книга для вас.
В декабре мы первыми в мире выпустили новый долгожданный роман «Обретая Розу» Кеннета Дж. Харви, автора 16 бестселлеров, обладателя более 10 престижных литературных наград, среди которых национальные премии Италии, Ирландии и Канады.
– Это переводные, а отечественные?
– Не могу пропустить роман Даниила Гранина «Причуды моей памяти». Эта книга, которая обязательно должна быть в библиотеке каждого интеллигентного человека. Это личность уходящей эпохи, ХХ века, к мнению которого нельзя не прислушиваться и имени которого стыдно не знать.
В этом году мы поменяли оформление нескольких наших регулярно пополняющихся серий, сделали их более свежими и современными, в том числе «Всё о Санкт-Петербурге», авторами её являются знаменитые петербургские журналисты‚ историки‚ краеведы‚ сотрудники Русского музея. Эта серия – великолепное историко-литературное полотно‚ обогащённое документальными свидетельствами прошлого и настоящего этого легендарного города.
Очень популярны и любимы читателями серии «На линии фронта. Правда о войне», «Оружие», серия фотоизданий «Хроники войны» с редкими фотографиями очевидцев Второй мировой войны; серия книг политического обозревателя Леонида Млечина. Сегодня, как никогда, очень популярна психология. Главным брендом этого направления в России много лет считается врач-психотерапевт Валерий Синельников.
– Что вы можете сказать о современной российской литературе?
– Мы сейчас живём в странное время. Если Фёдор Бондарчук считается хорошим режиссёром, Дима Билан – хорошим певцом, то нет ничего удивительного, что ведущими отечественными писателями считаются Донцова, Пелевин, Минаев, а Улицкая и Рубина чуть ли не причислены к разряду классиков. Создаётся такое впечатление, что нынешние «творцы» не имеют и малейшего понятия о русской и советской литературе, не говоря уже о традициях и шедеврах мировой литературы. Они плохо владеют и языком, и сюжетом, а культура книги падает.
Отмечаемый сегодня юбилей Антона Чехова – это дополнительный повод вспомнить прекрасного стилиста, который и спустя сто лет даст фору большинству современных писателей. Его внимание к повседневной жизни персонажей, сложенной из деталей и нюансов, бытописание, через которые и виден внутренний мир человека, его драма, – гениальный приём, которому нужно учиться.
На мой взгляд, из всего моря-океана современной российской прозы за последние 15 лет можно выделить лишь Робски, Акунина, Стогова, Андрея Плеханова и Эльчина Сафарли.
– Как повлияет кризис на книжный рынок, что следует сделать, чтобы читатель не отказался от книг совсем?
– Кризис уже повлиял на книжный рынок: книг стали покупать меньше и в книжные магазины заглядывать реже. Чтобы заинтересовать читателя, нужно сделать отбор литературы жёстче, отбросить ширпотреб и показать действительно тех авторов, имена которых запомнятся хотя бы лет на десять. Ведь человек читающий – он же всё-таки и человек думающий, и нужно задержать его внимание именно стоящими книгами, чтобы он совсем не отвернулся от книжных полок. Пусть это будет детектив для любителей экшена, но это будет качественный роман с хорошим переводом и стилистикой и обязательно с авторской индивидуальностью. А если говорить о серьёзной литературе, то нужно ориентироваться на имена XIX – середины XX века. Ведь классику никто не отменял, она всегда будет эталоном и всегда будет актуальна.