«Книга, которую читатель держит в руках (надеюсь на это), уже шестая по счёту из изданных мною. Она родилась как ответ на многочисленные вопросы о том, как мальчик с дальнего прииска в Уссурийском крае достиг успеха на военном поприще в наше, казалось бы, мирное время. Да и мне самому на пороге своего девяностолетия хотелось окинуть свою жизнь с позиций умудрённого столь разнообразным опытом человека» – такими словами завершается книга «Воспоминания» Михаила Яковлевича Овсеенко. Петербургский писатель, генерал-майор в отставке свой недавний 89-й день рождения отметил, как и положено литератору с солидным жизненным опытом, выпуском в свет своих мемуаров.
А как должны начинаться классические воспоминания? Конечно, с детства. Довоенное детство, военное отрочество и послевоенная ранняя юность Миши Овсеенко прошли на далёком золотом прииске, километровые каменистые тропы которого он преодолевал до самых жгучих морозов босиком. «Все мы родом из детства» – без этой ставшей крылатой фразы никак не обойтись, анализируя жизненный путь Михаила Яковлевича, изложенный на страницах новой книги.
Первая глава начинается воспоминаниями, вызывающими щемящее чувство сострадания: «Проезжая как-то из дворца Чихиль-Сутун по пригороду Кабула в Особый отдел армии, я смотрел на глиняные избушки, в которых жили афганцы. Был февраль, на улице очень свежо (Кабул расположен на высоте 1800 метров над уровнем моря). Я обратил внимание на группу девочек, играющих возле глинобитного домика. В тенистых местах лежал оледеневший грязный снег. А девочки были очень легко одеты, ножки голые, без какой-либо обуви, и синего цвета. У меня, как у отца, сжалось сердце, однако ничем помочь я им не мог. Когда я вспоминаю Афганистан, этот эпизод вспыхивает перед моими глазами. В детстве ведь и я сам был босым и не просто так играл на улице, а ходил уже в первый класс школы на прииске Октябрьский Амурской области, ходил, пока холод совсем не сковывал глину под моими ногами. <…>
Когда отца призвали, я был уже в третьем классе и осознавал, как трудно матери нас прокормить <... > и я решил, что должен хоть немного заработать, чтобы помочь семье. И вот после школы я прихожу домой, беру промывочный лоток, тяпку и бегом несусь на давно обработанный и заброшенный участок, где раньше добывали золото. <…> Мне было почти двенадцать лет, и я учился в пятом классе, как вдруг по какому-то списку мне выдали в школе новые белые валенки, надо сказать, что без валенок в наших краях очень плохо. Младший братишка – ему было шесть лет – таких валенок вообще никогда не видел. Мне стало его жалко, и я отдал обнову ему. И хотя они были ему велики, он с восторгом в них влез…»
Линия жизни
В книге постепенно раскрывается герой, с молодых лет по натуре своей великодушный, благородный и бескорыстный, в чьих поступках проявляются черты характера будущего защитника Отечества – человека безупречных нравственных достоинств, честного, храброго, ответственного, бескомпромиссного, целеустремлённого, твёрдого в убеждениях.
«Наступил 1950 год, – продолжает вспоминать он, – решено было, что еду поступать в вуз. Но в какой? У меня и вопроса не было. Конечно, на геолога. А дело в том, что на прииске я видел много геологов. Мне интересна была их работа. Привлекало их знание природы, её недр и богатейших ресурсов…» В главе «Студенческие годы» есть зарисовка о первой практике: «Нас оставили в сенях служебного домика. На деревянном полу кучей были свалены поленья и чурки. Нам ничего не оставалось, как найти подходящие поленья, более округлые, для подушек. <…> на базе геологов мы взяли всё, что нужно, начиная с кирзовых сапог и кончая молотком с длинной ручкой. <…> Красота вокруг необыкновенная, а некоторые места похожи на ботанический сад.<…> Перед сном Неволин (руководитель. – Прим. Н.П.) каждому из нас намечал на наших топографических картах маршрут не менее десяти километров».
«Служба в КГБ СССР» – так назван большой раздел, охватывающий период жизни Михаила Яковлевича с 1958 по 1982 год. Служба сначала в ГДР, затем Уссурийск, Камчатка, Приморский край. Служить в органах КГБ (ФСБ) предлагали и предлагают только избранным.
Дальнему Востоку в книге посвящено немало глав: «О первых русских землепроходцах», «О Пржевальском в Уссурийском крае», «Об удэге», «О китайцах в Уссурийском крае». Так что повествование получилось ко всему прочему ещё и весьма познавательным.
В 1976 году Овсеенко назначают заместителем начальника Особого отдела, штаб которого находился в Уссурийске, в 1979 году он становится начальником Особого отдела, а в 1982 году направлен в Туркестанский военный округ, в Ташкент, на должность заместителя начальника Особого отдела округа. «Отсюда, – как пишет Михаил Яковлевич, – и началась афганская эпопея».
Мозаика Афганистана 1980-х...
Афганская эпопея
«Если положить на одну чашу весов службу в Афганистане, а на другую – все остальные жизненные впечатления, – пишет он, – то Афганистан перевесит явно. Поэтому Афганистану посвящена большая часть моих воспоминаний. Они затмили многое из доафганского периода. Но именно поэтому я и хочу на этих страницах попытаться собрать кусочки моей жизненной мозаики. Я оказался в Афганистане не безусым юнцом, а довольно опытным и много повидавшим человеком с жизненным опытом… И всё-таки на всё прошлое я смотрю с точки зрения человека, прошедшего суровые военные испытания.
Я находился в Афганистане c небольшим перерывом c сентября 1982 года и до октября 1987-го. Сначала был куратором Особого отдела КГБ СССР по 40-й армии и его подчинённых органов, принимал участие в боевых действиях против мятежников. Одновременно с 1983 года являлся членом оперативной группы Туркестанского военного округа, а с 1984 года был членом оперативной группы Министерства обороны СССР, которой руководил Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов. С декабря 1985 года и до убытия из ДРА – начальник Особого отдела КГБ СССР Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Упоминая об этом, я надеюсь, что читатель правильно поймёт: у меня есть не только моральное право и достаточно данных для описания изложенных событий, но и основание считать их достоверными. Тяготы и лишения военной службы испытывают на себе все военнослужащие – от солдата до генерала. Критические ситуации, в которых оказывались командиры всех рангов и которые могли закончиться трагически, случались на этой войне нередко. По-видимому, моей защитой была моя жена – Мария».
И автор пересказывает нам замечательный эпизод о том, как именно Мария Францевна раньше мужа узнала о присвоении ему очередного воинского звания: в 1986 году полковнику КГБ СССР Овсеенко было присвоено звание генерал-майора.
«Воспоминания» Михаила Овсеенко, автора многих известных книг, наполненных богатейшим историческим материалом, иллюстрирующим драматический и противоречивый период в истории СССР и Афганистана, безусловно, привлекут внимание многих читателей, увлечённых историей своего государства. Анализ деятельности военной контрразведки в горячих точках планеты важен не только с точки зрения оценки уроков прошлого, но и как материал для подготовки будущих профессионалов. Молодое поколение военных чекистов найдёт в этих произведениях достойные примеры выполнения своего воинского долга перед Родиной.
Доблесть воинов отмечается государственными наградами. На счету генерал-майора Овсеенко их немало. А как писатель Михаил Яковлевич за серию книг из афганского цикла («Афганистан глазами очевидца» и «Неизвестные герои в Афганистане») в 2014 и 2017 годах отмечен дипломом и званием лауреата Литературной премии имени А К. Толстого.
Вспоминается фраза из поэмы Владимира Маяковского: «Лет до ста расти нам без старости». Здоровья вам и долголетия, Михаил Яковлевич!