Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 октября 2025 г.
  4. № 42 (7006) (22.10.2025)
Культура

Человечище

80 лет Никите Михалкову

22 октября 2025
PREMIER.GOV.RU

Денис Горелов

Сидит нынче на даче в халате и гоняет беса большой человек национального экрана.

Снял много хорошего кино.

Снял много плохого кино.

Возглавил всё, что было до него.

Развалил всё, что было до него: союз, академию, киноцентр и Дом кино. И так бы, впрочем, развалилось.

Взял «Оскара».

Стал свидетелем полного и стремительного обесценивания этой награды.

Памятник себе воздвиг нерукотворный.

Памятник измазали краской в день открытия, в день юбилея и сто раз ещё измажут.

Сыграл есаула, царя, комдива и директора автосервиса. Метростроевца, танкиста, проводника-барыгу, Минского – Паратова – Сквозник-Дмухановского, пахана с фиксой и в розовом пиджаке. Все дерзкие и нахрапистые русские типажи.

Дожил до их коллективной и долгожданной победы. Хоть и слегка пугающей, но на фоне атлантических фортелей совершенно необходимой.

Родил и в люди вывел кучу детей.

Был истово любим и за всё прощаем критиком Татьяной Москвиной, чьё жаркое чувство перевесит любое злословие.

Многократно покусан всеми остальными.

А ещё – оказался много тоньше и сложней собственной величавой репутации, к воздвижению которой приложил столько усилий.

Создал мягкий и воистину эпохальный манифест русского интеллигента «Неоконченная пьеса для механического пианино». «Мне 35 лет, а я ничего в вашей проклятой жизни не сделал!» (кроме как обгулял всех побывавших в кадре дам), – эта горькая фраза сподвигла многих на то, чтобы что-то наконец сделать. Притом Калягин в фильме совершенно явно играет самого Михалкова – это видно, если хорошенько присмотреться. Тому в год выхода как раз 32.

Володин возражал, чтоб Михалков ставил его «Пять вечеров», но встретился лично и передумал. Дурни-комментаторы пишут: боялся, что режиссёр не сумеет воссоздать атмосферу 50-х. Тоже мне бином Ньютона, атмосфера 50 х. Дед опасался, что номенклатурный баловень просто не поймёт, что пьеса – о лишенце, вернувшемся в город после семнадцати лет отсидки. А тот всё прекрасно понял – добавив в сюжет и поезд «Москва–Воркута», и песню зэков «Не для меня придёт весна», да и Любшина зарядив играть не просто человека с прошлым, а именно с лагерным прошлым. Фото в гимнастёрке – это так, для отмазки от проверяющих.

Придумал кино про своего, которому не верят, и чужого, которому верят от всей души, – исконная русская коллизия.

Подрезал «Обломова» на треть: Иван Александрович Гончаров был всё-таки необычайно писуч и никогда не умел вовремя остановиться.

Дал Мордюковой в «Родне» образ Родины-матери – крайне разгневанной на происходящее обуржуазивание. Провидчески показал, что ослабшие родственные связи, и жар, и кураж просыпаются у русских только при отправке на фронт (что на экране рядовой осенний призыв – сказки для одноклеточных; в Афган идут ребята, и шире – на вечную русскую войну).

Сделал «Сибирский цирюльник» – первый исторический фильм о России, в которой жить хорошо. Кому как, сказали критики, но разворот дискурса оценили. Образ страны, в которой одна тирания да казни, постепенно изменился, но его пытаются восстановить всей деятельностью общества «Мемориал» и прочих иноагентов. И весь Запад, которому с такой Россией удобно, а с михалковской не очень.

Хотел, чтоб в его большой и разной биографии отразился собирательный образ Родины.

Он отразился.

К худу ли, к добру – каждый решит сам.


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Постамент

    21.10.2025
  • Уроки и грабли истории

    18.10.2025
  • Другой

    10.10.2025
  • Запретная картина

    08.10.2025
  • А я ищу под видимостью душу…

    08.10.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS