Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Человек-артист

01 января 2007

НА ФОНЕ ПУШКИНА

Валентину Непомнящему – 75 лет

Я порой боюсь этого человека. Он иногда такое скажет или напишет, что задумаешься на всю жизнь. А это опасно – задумываться на всю жизнь.

«Рождество Христово есть Боговоплощение: Бог вочеловечился, говорится в Символе веры. То есть Бог так любит меня, что уподобился мне! Значит, я этого достоин (вспомним рекламные слоганы). Это лестно мне, а главное: стало быть, я имею право осознать себя, человека, точкой отсчёта и мерилом всего».

Так Валентин Непомнящий описывает восприятие праздника Рождества в западной культуре. На этой основе, по его словам, на Западе после Ренессанса возникла «идея несовершенства мира – причины всех бед и несчастий людей». И в результате в XX столетии «окружающий мир был фактически признан чем-то вроде груды строительного материала, из которого мне, человеку, надлежит создать нечто «совершенное», то есть совершенное на мой вкус. Такой земной рай».

А вот праздник Пасхи, стоящий для православных христиан на первом месте по сравнению с Рождеством, «не льстит мне, а призывает стать лучше: «Последуй за Мною, взяв крест». Свой крест, который тебе достался в жизни. Отсчитывай не от себя, любимого, а от Бога, от Христа, от идеала, наконец». «В «рождественском» христианстве главное событие – факт уподобления Бога человеку, а в «пасхальном» – призыв к человеку уподобиться Христу, Богу. То есть «отсчёт» ведётся с противоположных «концов».

Прозвучи эта мысль в устах любого из нынешних русофилов, поборников русского православия, или озадаченных проблемой своей национальной идентификации писателей, она была бы топорна и ужасна. В подаче Валентина Непомнящего она легка, изысканна, прекрасна.

Это ведь только по видимости он сталкивает лбами две величайшие христианские традиции – западноевропейскую и византийско-русскую. На самом деле я вижу здесь совсем другое. Я вижу одинаково несчастненьких, согнувшихся под бременем собственных традиций западных европейцев и русских. Одни для облегчения задачи превратили Рождество в мишуру и красные сердечки, а вторые – озадачили себя столь непосильно, что уж не только радоваться, но и трудиться не надо, всё равно до идеала рукой не достать. «Христос воскресе!» «Ну да, – вздыхает русский человек. – Воистину воскресе…»

Валентин Непомнящий любит говорить о себе, перефразируя любимого Пушкина: «Я ленив и нелюбопытен». У Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны». Простая замена местоимения вдруг разворачивает смысл фразы на 180 градусов. Ах, как у нас любят цитировать русских классиков, когда надо очередной раз «умыть» русского человека! И про «бунт, бессмысленный и беспощадный» напомнить, и о том, что «патриотизм – последнее прибежище негодяев», и про «свиное рыло» вставить… Кажется, Валентин Непомнящий – единственный, кто решил обратить упрёк к нации упрёком к самому себе. «Мы ленивы и нелюбопытны»? Значит, и я «ленив и нелюбопытен». «Таков мой организм».

Он не пользуется компьютером, не ездит за границу и не читает обсуждаемые книги. Он ненавидит телевизор, по которому показывают в том числе и его же сериалы с его же чтением Пушкина. Можно долго перечислять его забавные фобии, которые столь уязвимы под беспощадным взором делового века. «Ну какой Непомнящий пушкинист? – говорит мне продвинутый филолог. – Это просто человек, всю жизнь читающий Пушкина…».

И всё вроде бы правда… Но почему-то из длинного телевизионного ток-шоу о современном русском языке мне запоминается одна-единственная фраза, сказанная Непомнящим:
– Раньше говорили: «трудно», а теперь говорят: «сложно».

А как изощрялись остальные участники именно в сложности определения нынешних метаморфоз русского языка! Но ничего я не смог из их сложных речей запомнить. Замечание Непомнящего врезалось в память на всю жизнь.

Я заметил: его литературные «штудии», исполняемые с экрана ТВ и со сцены театра «Новая опера», почему-то особенно любят женщины. По-моему, это единственный в мире филолог, которого любят не женщины-филологи, а просто женщины. То есть – просто любят.

Да и как не любить его артистизм в подаче мысли? Мысль – это тонкая материя. О нравственности надо говорить красиво, а о красоте – чисто и без цинизма. Можно сказать: «Пушкин – наше всё». А можно сказать: «Пушкин – наше всё». И от того, где будет сделан акцент, вдруг изменится смысл целой фразы.

Это как в музыке. Жмут на одну и ту же клавишу, а звук почему-то разный. Валентин Непомнящий – человек, умеющий извлекать из мысли з в у к.

Павел БАСИНСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Павел Басинский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS