Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

Человек-артист

01 января 2007

НА ФОНЕ ПУШКИНА

Валентину Непомнящему – 75 лет

Я порой боюсь этого человека. Он иногда такое скажет или напишет, что задумаешься на всю жизнь. А это опасно – задумываться на всю жизнь.

«Рождество Христово есть Боговоплощение: Бог вочеловечился, говорится в Символе веры. То есть Бог так любит меня, что уподобился мне! Значит, я этого достоин (вспомним рекламные слоганы). Это лестно мне, а главное: стало быть, я имею право осознать себя, человека, точкой отсчёта и мерилом всего».

Так Валентин Непомнящий описывает восприятие праздника Рождества в западной культуре. На этой основе, по его словам, на Западе после Ренессанса возникла «идея несовершенства мира – причины всех бед и несчастий людей». И в результате в XX столетии «окружающий мир был фактически признан чем-то вроде груды строительного материала, из которого мне, человеку, надлежит создать нечто «совершенное», то есть совершенное на мой вкус. Такой земной рай».

А вот праздник Пасхи, стоящий для православных христиан на первом месте по сравнению с Рождеством, «не льстит мне, а призывает стать лучше: «Последуй за Мною, взяв крест». Свой крест, который тебе достался в жизни. Отсчитывай не от себя, любимого, а от Бога, от Христа, от идеала, наконец». «В «рождественском» христианстве главное событие – факт уподобления Бога человеку, а в «пасхальном» – призыв к человеку уподобиться Христу, Богу. То есть «отсчёт» ведётся с противоположных «концов».

Прозвучи эта мысль в устах любого из нынешних русофилов, поборников русского православия, или озадаченных проблемой своей национальной идентификации писателей, она была бы топорна и ужасна. В подаче Валентина Непомнящего она легка, изысканна, прекрасна.

Это ведь только по видимости он сталкивает лбами две величайшие христианские традиции – западноевропейскую и византийско-русскую. На самом деле я вижу здесь совсем другое. Я вижу одинаково несчастненьких, согнувшихся под бременем собственных традиций западных европейцев и русских. Одни для облегчения задачи превратили Рождество в мишуру и красные сердечки, а вторые – озадачили себя столь непосильно, что уж не только радоваться, но и трудиться не надо, всё равно до идеала рукой не достать. «Христос воскресе!» «Ну да, – вздыхает русский человек. – Воистину воскресе…»

Валентин Непомнящий любит говорить о себе, перефразируя любимого Пушкина: «Я ленив и нелюбопытен». У Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны». Простая замена местоимения вдруг разворачивает смысл фразы на 180 градусов. Ах, как у нас любят цитировать русских классиков, когда надо очередной раз «умыть» русского человека! И про «бунт, бессмысленный и беспощадный» напомнить, и о том, что «патриотизм – последнее прибежище негодяев», и про «свиное рыло» вставить… Кажется, Валентин Непомнящий – единственный, кто решил обратить упрёк к нации упрёком к самому себе. «Мы ленивы и нелюбопытны»? Значит, и я «ленив и нелюбопытен». «Таков мой организм».

Он не пользуется компьютером, не ездит за границу и не читает обсуждаемые книги. Он ненавидит телевизор, по которому показывают в том числе и его же сериалы с его же чтением Пушкина. Можно долго перечислять его забавные фобии, которые столь уязвимы под беспощадным взором делового века. «Ну какой Непомнящий пушкинист? – говорит мне продвинутый филолог. – Это просто человек, всю жизнь читающий Пушкина…».

И всё вроде бы правда… Но почему-то из длинного телевизионного ток-шоу о современном русском языке мне запоминается одна-единственная фраза, сказанная Непомнящим:
– Раньше говорили: «трудно», а теперь говорят: «сложно».

А как изощрялись остальные участники именно в сложности определения нынешних метаморфоз русского языка! Но ничего я не смог из их сложных речей запомнить. Замечание Непомнящего врезалось в память на всю жизнь.

Я заметил: его литературные «штудии», исполняемые с экрана ТВ и со сцены театра «Новая опера», почему-то особенно любят женщины. По-моему, это единственный в мире филолог, которого любят не женщины-филологи, а просто женщины. То есть – просто любят.

Да и как не любить его артистизм в подаче мысли? Мысль – это тонкая материя. О нравственности надо говорить красиво, а о красоте – чисто и без цинизма. Можно сказать: «Пушкин – наше всё». А можно сказать: «Пушкин – наше всё». И от того, где будет сделан акцент, вдруг изменится смысл целой фразы.

Это как в музыке. Жмут на одну и ту же клавишу, а звук почему-то разный. Валентин Непомнящий – человек, умеющий извлекать из мысли з в у к.

Павел БАСИНСКИЙ

Павел Басинский


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Последней молитвы слова

27.09.2023

Зверята на карантине

27.09.2023

Утрата

27.09.2023

Александр Межиров: «Что ж ты плачешь, старая развалина…»

27.09.2023

Непрекращающийся разговор

26.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты