Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральное агентство по культуре и кинематографии Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Волхонка, 12) представляют выставку «Павел Муратов – человек Серебряного века» (1881–1950)
Выставка «Павел Муратов – человек Серебряного века» посвящена памяти П.П. Муратова – автора знаменитых «Образов Италии» (первой глубокой интерпретации итальянского искусства на русском языке), выдающегося историка искусства начала XX века. Круг его интересов был необычайно обширен. Он являлся хранителем итальянской живописи в Московском публичном и Румянцевском музеях, писал о различных художественных собраниях, событиях художественной жизни, издавал свой собственный журнал «София», написал первую русскую монографию о Сезанне, занимался переводами, писал пьесы и рассказы.
Выставка призвана показать все грани творчества Павла Муратова – яркого представителя культуры Серебряного века, времени, которое Николай Бердяев очень точно назвал «русским духовным ренессансом».
Окончив в 1904 году Петербургский институт инженеров путей сообщения, в связи с началом Русско-японской войны Муратов был призван на военную службу в качестве артиллериста. Тогда же появились первые статьи Павла Павловича о военных операциях русских на Дальнем Востоке. Живой интерес к военному делу Муратов сохранил на всю жизнь. Его последние труды посвящены анализу операций советских войск на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и кавказским войнам в период с 1828 по 1921 год.
Однако литературная одарённость и склонность к эстетической стороне жизни одержали верх над прочими интересами Муратова, не позволив осуществиться карьере военного или инженера. Во время путешествия во Францию в 1906 году в нём пробудился талант художественного критика. Увлечение новым французским искусством отразилось в представленных на выставке публикациях Муратова в качестве художественного критика журналов «Аполлон», «Весы», «Золотое Руно», «Старые годы». Кроме французских мастеров его творческое внимание привлекают также современные ему русские художники: Борисов-Мусатов, Нестеров, Серов, Коровин.
В 1908 году вместе со своими друзьями, Борисом Зайцевым и Николаем Ульяновым, Муратов отправляется в Италию, посещая Рим и Флоренцию. Эта поездка оказалась поворотной в его творческой биографии. «В Италии всё привлекает Муратова – её чарующая природа и неотделимые творения итальянских зодчих, драматические события итальянской истории, её люди, её легенды, её поэты и писатели и, конечно, её художники». (Из послесловия В.Н. Гращенкова к изданию: «Образы Италии». – М., 1993).
В 1911–1912 годах в московском издательстве «Научное слово» вышли два тома ставшей впоследствии знаменитой книги Муратова «Образы Италии». С момента своей первой публикации она стала пользоваться огромным успехом и была многократно переиздана.
В какой-то мере до сих пор путешественники из России воспринимают Италию и итальянскую культуру «по Муратову», беря его книгу с собой или открывая её после возвращения домой. Мы продолжаем жить в удивительной ауре муратовских рассказов об Италии, испытывая непревзойдённое обаяние их автора.
Научный потенциал и общественный темперамент Муратова в полной мере нашли реализацию в области изучения древнерусской живописи. Благодаря его усилиям были открыты и исследованы многие первоклассные памятники древнерусского искусства в Киеве, Новгороде, Владимире, Суздале.
«Внезапно перед нами открылась огромная новая область искусства, – писал Муратов, – вернее сказать – открылось целое новое искусство. Странно подумать, что ещё никто на Западе не видел этих сильных и нежных красок, этих искусных линий и одухотворённых ликов. Россия вдруг оказалась обладательницей какого-то чудесного художественного клада».
Для самого Муратова поистине знаменательной оказалась дружба с московским купцом, страстным коллекционером и знатоком икон, художником-пейзажистом, попечителем Третьяковской галереи – И.С. Остроуховым, собравшим уникальную коллекцию икон. Этому собранию посвящена специальная работа Павла Павловича. Иконы из коллекции Остроухова, хранящиеся ныне в Третьяковской галерее, также нашли место в экспозиции. Главным итогом деятельности Муратова по изучению древнерусского искусства стал шестой том «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря, вышедший в 1913 году. В этом издании Муратов очень точно очертил контуры исторической эволюции древнерусской иконописи, сопоставив её развитие с соответствующими периодами византийской живописи.
Среди написанного Муратовым также и художественная проза. Самое значительное его произведение, роман «Эгерия», было напечатано в 1922 году в издательстве Гржебина. Это редкое издание представлено на выставке рядом с иллюстрациями Фаворского, которые в момент появления книги считались утерянными.
В 1922 году Павел Павлович покинул Россию, жил в Берлине, затем в Риме и Париже, в 1938 году перебрался в Лондон. Скончался Муратов в Южной Ирландии, в уединённой сельской усадьбе своих друзей Whitechurch House.
Картины Сезанна, рисунки Ульянова, а также работы Кончаловского, принадлежавшие Павлу Муратову и подаренные ГМИИ им. А.С. Пушкина внучатой племянницей учёного, профессором Сорбоннского университета Ксенией Муратовой (одним из инициаторов выставки), завершают экспозицию.
Информационные спонсоры: «Литературная газета», «Московская правда», интернет-портал «Музеи России», журналы «Русское искусство», «Мир музея».