Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 сентября 2014 г.
  4. № 36 (6478) (17.09.2014)
Искусство Политика Культура Юбилей

Человек долга

17 сентября 2014
В. Гришин поздравляет конструктора А. Туполева

К 100-летию со дня рождения В.В. Гришина


Как сказал поэт: «Большое видится на расстоянии». Об этом я думаю сегодня, когда мы отмечаем 100-летие со дня рождения Виктора Васильевича Гришина – выдающегося организатора и общественного деятеля советской эпохи, восемнадцать лет возглавлявшего московскую партийную организацию.

Моё знакомство с Виктором Васильевичем, волею случая, произошло в конце 1967 года, когда я ещё работал главным редактором газеты «Московский комсомолец». Он пригласил меня в горком партии и предложил поработать помощником первого секретаря МГК КПСС. При этом сразу поручил вести вопросы развития московской культуры. Предложение, честно скажу, было для меня неожиданным и непредсказуемым.

Культура Москвы! Виктор Васильевич постоянно был в курсе этих проблем, старался своевременно вникать в работу творческих организаций, помогал писателям, артистам, музыкантам, композиторам, художникам.

Его особенно интересовало театральное искусство, и, несмотря на огромную занятость, он всегда находил время для посещения театральных премьер. Нередко творчество отдельных артистов и коллективов не отвечало его вкусам, не совпадало с его пониманием идеи произведения. Но он всегда старался не навязывать своё мнение творцам, делал всё, чтобы помочь даже тем художникам, чьё мнение и точку зрения он не разделял.

Известный случай, когда на спектакле Театра на Таганке «Пристегните ремни» артисты, мягко говоря, нетактично обошлись с ним и его женой, не привёл к серьёзному конфликту.

– В ваш театр мы больше не придём, но помогать вам будем, – сказал Виктор Васильевич после спектакля.

И, как всегда, слово своё сдержал.

Виктор Васильевич всегда уделял много внимания сооружению объектов культуры. В эти годы по его инициативе в Москве были построены замечательные театры – Театр зверей имени Дурова, Цирк на Ленинских горах – и десятки новых кинотеатров. Более 70 различных спортивных объектов было возведено к началу Олимпиады-80.

Но иногда в строительном комплексе возникали и серьёзные проблемы. Так, за полтора года до спортивного праздника было приостановлено сооружение одного уникального объекта – Детского музыкального театра на проспекте Вернадского. У строителей не хватало сил и средств, чтобы вовремя его завершить.

– Этого нельзя допустить! Ведь это наша гордость, это первый в мире музыкальный театр для детей, и мы должны во что бы то ни стало открыть его к Олимпиаде, – эмоционально настаивала его руководитель Наталья Ильинична Сац. И Виктор Васильевич оказал поддержку творческому коллективу, постоянно следил за ходом строительства. И уже в ноябре 1979 года он вместе с Натальей Ильиничной присутствовал на открытии нового здания театра.

Сегодня хотелось бы сказать и об особой любви Виктора Васильевича к музыке. В то время в горкоме все знали: в среду он, как правило, с супругой Ириной Михайловной посещал Московскую государственную консерваторию. Благодаря его личному участию был успешно завершён капитальный ремонт здания консерватории, что позволило значительно расширить учебные площади и открыть новые возможности для развития музыкального образования.

В декабре 1967 года, когда я приступил к работе в горкоме, в Большом театре Юрий Григорович готовил по своему сценарию к выпуску балет «Спартак». Неожиданно возник конфликт: некоторые критики из ЦК, МГК и ряда других «компетентных» организаций увидели в спектакле слишком откровенные сцены, что, по их мнению, не украшало советское искусство. Началась острая дискуссия, причём на самом высоком уровне. Через год балет «Спартак» был удостоен Ленинской премии. Лауреатами стали наши выдающиеся солисты: Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский и постановщик спектакля Юрий Григорович. Не знаю, что происходило в это время в «высоких инстанциях», но убеждён: позиция Виктора Васильевича в этом споре активно способствовала появлению этого выдающегося спектакля.

Можно привести массу примеров, когда Виктор Васильевич сыграл решающую роль в судьбах известных деятелей культуры, способствовал созданию и продвижению по жизни многих выдающихся произведений искусства.


Обсудить в группе Telegram

Игорь Бугаев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS