Философия цельной жизни. Миросозерцание И.В. Киреевского. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 464 с. – 800 экз.
Славянофильский кружок – интереснейшая страница русской интеллектуальной истории. А имя Ивана Васильевича Киреевского известно каждому, худо-бедно учившемуся в школе. При этом зачастую набор представлений о знаменитых спорах 40–50-х годов XIX века, об идеях славянофильского кружка сводится к очень приблизительному и прямолинейному набору тезисов. Увы, иногда и к откровенной карикатуре. Ну а своеобразие изысканий Киреевского, далеко не всегда идентичных другим славянофилам, здесь почти наверняка – тёмный лес.
А ведь это мыслитель, о котором Аполлон Григорьев сказал: «Киреевский – автор первого философского обозрения нашей словесности». Он был признанным авторитетом среди славянофилов по части религиозно-философских исканий, и именно с обмена посланиями между Хомяковым и Киреевским зимой 1839 года и началась история славянофильства.
Важен и тот момент, что Киреевский – это версия русского национального либерализма. А в силу монополии на либерализм определённой линии в последние десятилетия в России представление и анализ взглядов великого славянофила – как минимум не лишние.
Киреевский так и не стал автором какой-то программной книги, известно только о нереализованном замысле «Истории древнего христианства до V или VI века», корпус его текстов – это статьи, рецензии, наброски. Основными философскими произведениями Киреевского являются две статьи: «О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России» (1852) и «О возможности и необходимости новых начал в философии» (1856).
Так что в определённом отношении именно монография Судакова – это попытка систематизации философского миросозерцания Ивана Киреевского как одного из первых опытов светской христианской философии в России XIX века. Впрочем, сам Судаков оговаривается, что все истолкователи и критики творчества Киреевского «ведут речь об одном и том же комплексе философских идей. И это мыслительное целое строится у Киреевского вокруг ключевой для него идеи цельности бытия, мышления, жизни».
Основной темой Киреевского были самоопределение русской культуры перед лицом европейской, отличие духовного и культурного опыта Запада и России, несводимость культуры к цивилизации. Киреевский критически анализировал «движение философской науки», характеризуемой отвлечённо-рациональным познанием, и выводил проект новой философии, «ориентирующейся на русский идеал «целостного разума» как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека».
«Философия цельной жизни» вырастает вокруг «идеи цельности бытия личности и народа, непосредственно связанной с православным вероучением, но включающей в свой состав развитие умственной и нравственной образованности личности и народа».
«Не для всех возможны, не для всех необходимы занятия богословские; не для всех доступно занятие любомудрием; не для всех возможно постоянное и особое упражнение в том внутреннем внимании, которое очищает и собирает ум к высшему единству; но для всякого возможно и необходимо связать направление своей жизни с своим коренным убеждением веры, согласить с ним главное занятие и каждое особое дело, чтобы всякое действие было выражением одного стремления, каждая мысль искала одного основания, каждый шаг вёл к одной цели.
Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счётною машиною, сердце – собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек – это его вера», – писал православный философ, и повторить эту мысль кажется уместным именно сегодня.