Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2021 г.
Искусство

Человек из Ламанчи

Хитроумный идальго Дон Кихот в «Русском балете» Вячеслава Гордеева

20 апреля 2021
Уличная танцовщица – заслуженная артистка России Светлана Устюжанинова

Бессмертное произведение Мигеля Сервантеса обрело своё второе дыхание в современной постановке Вячеслава Гордеева «Дон Кихот». Гениальный роман обрёл новое, совершено неожиданное звучание в философском осмыслении спектакля балетмейстером-постановщиком.

Вячеслав Гордеев, народный артист СССР, в прошлом премьер Большого театра и исполнитель главной партии Базиля в балете «Дон Кихот», в своей постановке ведёт хореографическую полемику с балетоведом Ю. Слонимским, утверждавшим, что герои Сервантеса в одноимённом балете не больше чем безликая тень. Вячеслав Гордеев уверенно доказывает, что даже второстепенные персонажи балета «Дон Кихот», Санчо Панса и Гамаш, не пантомима, а персонажи, обладающие сложной, развёрнутой техникой танца. Балетмейстер каждому из них даёт свою эксклюзивную танцевальную лексику, для чего он создаёт наряду с Мариусом Петипа своё собственное либретто и, как мастер хореографических новаций, воплощает в двух балетных актах впервые романтический, а не мимический образ Дон Кихота.

Вячеслав Гордеев обнаружил то, что было скрыто, но так явно проступало в романе у Сервантеса: хореографический образ его героя, который балетмейстер раскрывает посредством романтических порывов души Дон Кихота, затем облекает их в танцевальную страстность, которая покоряет своей силой и красотой. Картина балета в монастыре ошеломляет новыми красками. Хореограф вовлекает зрителя в сцену физических метаний Дон Кихота (в исполнении солиста С. Махрова), раскрывает его встревоженный дух, жаждущий вырваться не просто из тяжёлых стен монастыря, но из клетки самой жизни, чтобы за давящими преградами найти идеалы света и добра.

Здесь же балетмейстер вводит в повествование новый образ – лечащей Дон Кихота монахини (в исполнении заслуженной артистки России С. Устюжаниновой), которая пытается остановить метания Дон Кихота. Она, по задумке балетмейстера Гордеева, преграждает и обрывает все пути главного героя к светлым фантазиям. Смешной и любящий Дон Кихота Санчо Панса (А. Зуев) в своей неподражаемой хореографической виртуозности и в трактовке образа оказывается таким же смешным мечтателем, как и его хозяин. Собой он воплощает доброту и смекалку простого народа.

Базиль – ведущий танцовщик театра Г. Сорокин
Базиль – ведущий танцовщик театра Г. Сорокин


Преодоление, по мысли балетмейстера, в полёте, и Гордеев освобождает стопы Дон Кихота от обуви, как от оков жизни. Босоногий Дон Кихот совершает сложные, в лексике танца, прыжки, отрывающие от земли тело героя, что символизирует взлёт его души в то пространство, за которым находится новая жизнь, наполненная человеческими идеалами. Этим Вячеслав Гордеев искусно раскрывает смысл романтического превращения героя. Я видела, как зрители в креслах напряжённо подаются вперёд к сцене, чтобы помочь Дон Кихоту совершить чудо преображения. И чтобы это произошло, балетмейстер впервые открывает те страницы партитуры композитора Л. Минкуса, которые ранее за всю историю балета не звучали. И вот в фантазиях старого идальго, по воле балетмейстера, душа Дон Кихота в образе молодого красивого юноши, словно сон во сне, оказывается среди прекрасных девушек, он ищет свою Дульсинею.

Стройные танцовщицы «Русского балета» в лёгких, стремительно меняющихся рисунках, в изобретательных движениях хореографа, восхищают своей воздушной красотой и полётностью. И, наконец, апофеоз великолепия расцветает в кипящем водовороте городской площади. Блистательная Китри (Ю.Звягина), уверенный и яркий Базиль (Г. Сорокин), уличная танцовщица, тонкая и страстная обольстительница (В. Синицина), тореадоры, искромётный Эспадо (А. Кудряшов) в ярком кружении красных плащей, огненных косынок, вееров, света и танцев. И впервые рамолик Гамаш (Я. Синицын), страдающий возрастными подаграми, в своих претензиях на юную красоту Китри, по замыслу балетмейстера, проходит в танцевальных движениях по всем сценам спектакля, намереваясь добиться девушки и разрушить любовь Китри и цирюльника Базиля. И вот снова Санчо Панса на сцене. Он своим появлением показывает, что этому герою, обычно второстепенному и малозаметному, будет уделено балетмейстером не меньше внимания, чем ведущим персонажам. Впервые герой из народа получает в канве повествования не менее значимое место, чем те, кому присущи главные роли.

Постановка «Дон Кихота» Вячеславом Гордеевым – новое слово в режиссуре, в создании образов главных героев, в судьбы которых решительно вмешивается романтик Дон Кихот. Благодаря акцентам на детали, до сих пор не раскрытым в прежних постановках, балетмейстер с тонким чувством хореографического юмора раскрывает партии Санчо Панса, Гамаша и отца Китри (А. Косинов). Хочется подчеркнуть особую музыкальность балетмейстера-постановщика. Он будто бы читает партитуру композитора балета Л. Минкуса и протанцовывает с солистами и кордебалетом все оркестровые партии.

В своё время Вячеслав Гордеев украсил роль Базиля своим исполнением на сцене Большого театра. Этот блистательный свет воплощения помог хореографу мастерски дополнить классику балета современными трактовками, умело оживить сюжет, но при этом не изменить сути. Сам Гордеев подчёркивает, что «наш «Дон Кихот» – это праздник балета, который полон любви, юмора и позитивной энергии», и зритель своими овациями подтверждает правоту этих слов.

Балет «Дон Кихот» в постановке Вячеслава Гордеева – это яркая чувственность танцевального представления. Персонажи в энергичных, изобретательно поставленных движениях заряжают весельем и восторгом, а череда эмоционально исполненных цыганских танцев сопровождается восторженными аплодисментами зрителей. Блистательно поставленная коррида с отважными тореадорами восхищает отточенностью и слаженностью исполнения артистами театра. А в сценах погони и похищения Китри балетмейстер тонкими комическими нюансами в партиях Гамаша, Санчо Пансы и отца Китри вдохновляет зрителей восхищаться народной смекалкой персонажей. Интерпретация хореографа становится сюрпризом для благодарной публики и создаёт восхитительную атмосферу испанского города. На золотых страницах творчества Мариуса Петипа и Александра Горского Вячеслав Гордеев оставляет свой широкий след, придав классическому балету достойное обрамление духом современности и жизнерадостности. Балетное искусство призвано веками украшать небосклон изящных искусств. А постановка «Дон Кихот» в исполнении «Русского балета» и вовсе заслуженно является Центаврой на карте театральных созвездий. Мы ищем гениев в прошлом и не замечаем, что они среди нас. Гений Мариус Петипа. Гений Александр Горский. И я уверена, что рядом с ними необходимо смело поставить имя Вячеслава Гордеева.

Алина Давыдова, научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Тэги: Вячеслав Гордеев Алина Давыдова
Обсудить в группе Telegram

Алина Давыдова

научный сотрудник Института актуальных междунар... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Шут перед привалом

    22.12.2021
  • Тесей с Волгоградского проспекта

    27.07.2021
  • Две пятёрки Виктора Давыдова

    01.06.2021
  • Порывы пламенных желаний

    12.02.2020
  • «Бахчисарайский фонтан» на Волгоградском проспекте

    27.11.2019
  • Шут перед привалом

    8 голосов
  • Две пятёрки Виктора Давыдова

    8 голосов
  • Тесей с Волгоградского проспекта

    6 голосов
  • Порывы пламенных желаний

    2 голосов
  • «Бахчисарайский фонтан» на Волгоградском проспекте

    1 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS