Бессмертное произведение Мигеля Сервантеса обрело своё второе дыхание в современной постановке Вячеслава Гордеева «Дон Кихот». Гениальный роман обрёл новое, совершено неожиданное звучание в философском осмыслении спектакля балетмейстером-постановщиком.
Вячеслав Гордеев, народный артист СССР, в прошлом премьер Большого театра и исполнитель главной партии Базиля в балете «Дон Кихот», в своей постановке ведёт хореографическую полемику с балетоведом Ю. Слонимским, утверждавшим, что герои Сервантеса в одноимённом балете не больше чем безликая тень. Вячеслав Гордеев уверенно доказывает, что даже второстепенные персонажи балета «Дон Кихот», Санчо Панса и Гамаш, не пантомима, а персонажи, обладающие сложной, развёрнутой техникой танца. Балетмейстер каждому из них даёт свою эксклюзивную танцевальную лексику, для чего он создаёт наряду с Мариусом Петипа своё собственное либретто и, как мастер хореографических новаций, воплощает в двух балетных актах впервые романтический, а не мимический образ Дон Кихота.
Вячеслав Гордеев обнаружил то, что было скрыто, но так явно проступало в романе у Сервантеса: хореографический образ его героя, который балетмейстер раскрывает посредством романтических порывов души Дон Кихота, затем облекает их в танцевальную страстность, которая покоряет своей силой и красотой. Картина балета в монастыре ошеломляет новыми красками. Хореограф вовлекает зрителя в сцену физических метаний Дон Кихота (в исполнении солиста С. Махрова), раскрывает его встревоженный дух, жаждущий вырваться не просто из тяжёлых стен монастыря, но из клетки самой жизни, чтобы за давящими преградами найти идеалы света и добра.
Здесь же балетмейстер вводит в повествование новый образ – лечащей Дон Кихота монахини (в исполнении заслуженной артистки России С. Устюжаниновой), которая пытается остановить метания Дон Кихота. Она, по задумке балетмейстера Гордеева, преграждает и обрывает все пути главного героя к светлым фантазиям. Смешной и любящий Дон Кихота Санчо Панса (А. Зуев) в своей неподражаемой хореографической виртуозности и в трактовке образа оказывается таким же смешным мечтателем, как и его хозяин. Собой он воплощает доброту и смекалку простого народа.
Преодоление, по мысли балетмейстера, в полёте, и Гордеев освобождает стопы Дон Кихота от обуви, как от оков жизни. Босоногий Дон Кихот совершает сложные, в лексике танца, прыжки, отрывающие от земли тело героя, что символизирует взлёт его души в то пространство, за которым находится новая жизнь, наполненная человеческими идеалами. Этим Вячеслав Гордеев искусно раскрывает смысл романтического превращения героя. Я видела, как зрители в креслах напряжённо подаются вперёд к сцене, чтобы помочь Дон Кихоту совершить чудо преображения. И чтобы это произошло, балетмейстер впервые открывает те страницы партитуры композитора Л. Минкуса, которые ранее за всю историю балета не звучали. И вот в фантазиях старого идальго, по воле балетмейстера, душа Дон Кихота в образе молодого красивого юноши, словно сон во сне, оказывается среди прекрасных девушек, он ищет свою Дульсинею.
Стройные танцовщицы «Русского балета» в лёгких, стремительно меняющихся рисунках, в изобретательных движениях хореографа, восхищают своей воздушной красотой и полётностью. И, наконец, апофеоз великолепия расцветает в кипящем водовороте городской площади. Блистательная Китри (Ю.Звягина), уверенный и яркий Базиль (Г. Сорокин), уличная танцовщица, тонкая и страстная обольстительница (В. Синицина), тореадоры, искромётный Эспадо (А. Кудряшов) в ярком кружении красных плащей, огненных косынок, вееров, света и танцев. И впервые рамолик Гамаш (Я. Синицын), страдающий возрастными подаграми, в своих претензиях на юную красоту Китри, по замыслу балетмейстера, проходит в танцевальных движениях по всем сценам спектакля, намереваясь добиться девушки и разрушить любовь Китри и цирюльника Базиля. И вот снова Санчо Панса на сцене. Он своим появлением показывает, что этому герою, обычно второстепенному и малозаметному, будет уделено балетмейстером не меньше внимания, чем ведущим персонажам. Впервые герой из народа получает в канве повествования не менее значимое место, чем те, кому присущи главные роли.
Постановка «Дон Кихота» Вячеславом Гордеевым – новое слово в режиссуре, в создании образов главных героев, в судьбы которых решительно вмешивается романтик Дон Кихот. Благодаря акцентам на детали, до сих пор не раскрытым в прежних постановках, балетмейстер с тонким чувством хореографического юмора раскрывает партии Санчо Панса, Гамаша и отца Китри (А. Косинов). Хочется подчеркнуть особую музыкальность балетмейстера-постановщика. Он будто бы читает партитуру композитора балета Л. Минкуса и протанцовывает с солистами и кордебалетом все оркестровые партии.
В своё время Вячеслав Гордеев украсил роль Базиля своим исполнением на сцене Большого театра. Этот блистательный свет воплощения помог хореографу мастерски дополнить классику балета современными трактовками, умело оживить сюжет, но при этом не изменить сути. Сам Гордеев подчёркивает, что «наш «Дон Кихот» – это праздник балета, который полон любви, юмора и позитивной энергии», и зритель своими овациями подтверждает правоту этих слов.
Балет «Дон Кихот» в постановке Вячеслава Гордеева – это яркая чувственность танцевального представления. Персонажи в энергичных, изобретательно поставленных движениях заряжают весельем и восторгом, а череда эмоционально исполненных цыганских танцев сопровождается восторженными аплодисментами зрителей. Блистательно поставленная коррида с отважными тореадорами восхищает отточенностью и слаженностью исполнения артистами театра. А в сценах погони и похищения Китри балетмейстер тонкими комическими нюансами в партиях Гамаша, Санчо Пансы и отца Китри вдохновляет зрителей восхищаться народной смекалкой персонажей. Интерпретация хореографа становится сюрпризом для благодарной публики и создаёт восхитительную атмосферу испанского города. На золотых страницах творчества Мариуса Петипа и Александра Горского Вячеслав Гордеев оставляет свой широкий след, придав классическому балету достойное обрамление духом современности и жизнерадостности. Балетное искусство призвано веками украшать небосклон изящных искусств. А постановка «Дон Кихот» в исполнении «Русского балета» и вовсе заслуженно является Центаврой на карте театральных созвездий. Мы ищем гениев в прошлом и не замечаем, что они среди нас. Гений Мариус Петипа. Гений Александр Горский. И я уверена, что рядом с ними необходимо смело поставить имя Вячеслава Гордеева.
Алина Давыдова, научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России