Пьесы: В 3-х книгах. – Саранск: Типография «Красный Октябрь». – 1000 экз.
23 года назад на семинар драматургов Поволжья приехал из Саранска скромный, молчаливый, симпатичный молодой человек Саша Пудин. Сдержанные достоинство, неспешность и точность суждений сразу обратили на себя внимание.
А пьеса, представленная им на семинар, поразила глубиной знания жизни и тем особым умением строить события так, чтобы на твоих глазах разворачивалось действие, раскрывались характеры, менялись обстоятельства и человек.
Он очень быстро прошёл период ученичества. Сейчас кажется, что он и не ходил в «молодых-начинающих». Сразу стал взрослым, мудрым, одним из самых ярких национальных драматургов, по сути, первым и лучшим мордовским драматургом.
Знание жизни, душевная зрелость, мастерство – всё сошлось. Его трилогия «В пустом доме люди», «Анахореты», «Очаг» стала свидетельством того, что в российскую литературу пришёл серьёзный талантливый автор. Он удержался от искуса новомодных драматургических веяний – от чернухи, эпатажа, переусложнённости формы. Писал не для престижных фестивалей и не для зарубежных коллег, пытающихся спекулировать «экзотическими» произведениями этих странных российских авторов, столь модных в период горбачёвской перестройки, не подделывался ни под чьи вкусы.
Шёл своим путём.
Как-то довелось писать, что, если по современной драматургии потомки попытаются понять, какими мы были, они выяснят, что жили в стране уголовные элементы, нравственные уроды, бомжи, проститутки, криминальные элементы. Было всё, кроме нормальной жизни с её радостями и бедами.
А он писал про нас с вами, обыкновенных, грешных, ошибающихся, но живых, ищущих, отстаивающих свои позиции.
Писал о людях, потерявшихся в новой жизни и мучительно ищущих своё место, писал о новых русских, новых мордовских – о новых хозяевах жизни и о простых тружениках, которые живут, чтут заветы предков, придерживаясь народной мудрости: живи как можешь, честь по чести, и пусть будет что будет. О людях, сохраняющих нравственный закон в сердце, и о тех, кто преступил некую черту. Писал о страшных первых военных месяцах 41–42-го года. Пьеса «Рубеж» посвящена защитникам Москвы. Тут мало героики – много боли, адского напряжения сил, отчаяния и веры. Вера в светлое начало, в духовность – то, что нужно сегодня человеку, чтобы в непростые времена – а когда она бывает, простая жизнь! – сохранить душу.
Пронзительна и духовна его история для детей – история страстей Христовых «Вечный Странник» – мудрая, назидательная, нежная.
Он замечательно владеет жанрами – так появилась пьеса, давшая название его сборнику «Назад, к победам», – абсурдистская комедия.
Он из тех, кто продолжает и развивает линию глубокой психологической драмы, составляющей славу именно российского театра, частью которого является театр мордовский.
«Дом на Фрунзенской» – пьеса динамичная, узнаваемая и ошеломляющая обыденностью подлости и безнравственности, увы, почти ставших нормой жизни.
Александр Пудин сегодня живёт в Москве, вписался в новый ритм жизни, но он сохранил в своём сердце те же благородные порывы, чувство ответственности перед своей родиной, землёй предков.
Он относится к театру с особым трепетом как к общественному институту, имеющему огромное значение в становлении человека, в его духовной жизни. Благодаря энергии Саши Пудина два десятилетия назад был открыт в Саранске Мордовский национальный театр. Говорю об этом со всей ответственностью как бывший работник Министерства культуры РСФСР. Мне посчастливилось присутствовать на торжественном открытии Мордовского национального театра в старом купеческом доме.
Александр Пудин построил театр, появления которого давно ждали на Мордовской земле, в смысле очень конкретном, как учреждение культуры, где из вечера в вечер открывается занавес и зрителя захватывает иллюзорный мир актёрской игры, сценической магии, который позволяет проникнуть в суть того, что происходит в мире реальном.
Александр Пудин создал свой особый театр, это мир его пьес, таких разных, всегда интересных, берущих за душу, заставляющих думать, размышлять, потому что драматургия А.И. Пудина не подвластна моде, ибо рассказывает о вечном – о человеческой душе в меняющемся мире.