Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Человек из ЦэДээЛа

01 января 2007

РВАНОЕ ВРЕМЯ

Олег Дмитриев жил на Большой Грузинской, окна его квартиры выходили на всемирно известный Московский зоопарк. Не то в шутку, не то всерьёз он рассказывал, что летними ночами
бывает трудно заснуть: прямо под окнами ревут слоны, хрюкают бегемоты, рычат львы и тигры.
Забавно, что все эти звуки и само присутствие диких животных, скорее, наводили на мысль о Пёстром зале – том цэдээльском кафе, в котором на протяжении нескольких десятилетий била ключом бурная богемная литературная жизнь СССР. Я иногда думаю, что это было неспроста. Не зря в 90-е годы ХХ века стены и кафе, и так называемой веранды, и холла ресторана покрылись шкурами зебр и головами африканских быков и бегемотов...
Я хорошо помню Олега. Он был человеком добрым (не для всех) и здоровенным (внешне). Когда он и два его друга – прозаик Валерий Осипов и поэт Евгений Храмов – вместе собирались в ЦДЛ, общие приятели шутили: «Самые крупные писатели советской литературы». Все трое отличались гренадерским ростом и мощными габаритами. Эту троицу объединяла любовь к литературе, к шахматам и горячительным напиткам. Самый крупный – Осипов – весил больше полутора центнеров. Олег и Женя были собраннее, но тоже здоровяки. Если отвлечься от внешних примет, люди они были не только значительные, но и замечательные.
Когда-то Владимир Костров и Олег Дмитриев вместе с Дмитрием Сухаревым и Володей Павлиновым стали в одночасье известными поэтами. Это произошло, когда из печати конца пятидесятых годов прошлого века вышел первый «коллективный» сборник четырёх молодых поэтов «Общежитие». Советская власть любила общежития, иными словами – общинность. Предисловие к книге написал Николай Старшинов, из литобъединения которого и вышла вся четвёрка поэтов. К слову, вскоре такие сборники цэдээльская общественность назвала «братскими могилами». Точно так же, как Комиссию по работе с молодыми писателями недвусмысленно переименовали в «комиссию по борьбе с молодыми». Это был типичный взгляд советской интеллигенции: немного фронды и иронии.
Сам Олег активно участвовал в акциях Комиссии по работе с молодыми. Эта комиссия была как бы ступенькой перед Союзом писателей. Время от времени в Союз вступить удавалось. В поэзию войти было куда труднее! Олег Дмитриев это очень хорошо понимал. Добродушный и отзывчивый, когда это касалось дружеских отношений, он становился жёсток и даже непримирим в отношении к творческой посредственности.
Правда, многие и его считали не лучшим поэтом, но мне думается, что поэтом он был несомненно талантливым, просто по гамбургскому счёту не расписался, не создал собственного стиля. Может быть, потому, что много переводил. А переводческое дело унифицирует речь поэта. Вспомним признание Арсения Тарковского: «Ах, восточные переводы! Так болит от вас голова...»
Время от времени Олег дарил мне свои новые книги. Я вспоминаю их названия – «Белый час рассвета», «Птицы над городом», помню «рисунок» некоторых удачных стихотворений... В 1987-м – к пятидесятилетию – у него вышло «Избранное». Но в эти годы интерес к поэзии катастрофически падал...
Может быть, и не желая того, Олег вошёл в легенды ЦДЛ. Например, был участником скандальной драки – самой скандальной из тех, что проистекали на территории писательского Дома. Зачинщиком её был неукротимый во хмелю драчун Анатолий Передреев. Когда некий неизвестный ему джентльмен в поисках места у стойки, очевидно, желая привлечь к себе внимание, представился как фокусник Кио, Толя с львиным рёвом: «Я не люблю иллюзий!..» – нанёс ему удар в челюсть. Поверженный иллюзионист опрокинулся на стол, за которым как раз сидел Олег Дмитриев. Тот не выдержал подобной наглости и отбросил гостя обратно... Передреева и Дмитриева на полгода отлучили от Дома. Можно было бы вспомнить немало подобных весёлых и печальных историй. Сегодня эти случайные хмельные эпизоды вспоминаются как что-то ностальгически прекрасное.
Олег Дмитриев отличался тонким чувством юмора. Такое чувство трудно, казалось, даже заподозрить в таком здоровенном мужчине, каким был Олег, однако он любил пошутить, написать экспромт или эпиграмму... Гостеприимному писательскому Дому Олег тоже посвятил несколько строк: 

Поскорей в гардеробе оставьте пальто
И танцуйте в бессмертие прямо от печки –
Не бледнеть! Не краснеть! Не бояться осечки!
Никого никогда не читал здесь никто!
Ни на грош не убавится ваш капитал,
Вы не станете критика лёгкой добычей –
Это бы означало: нарушить обычай...
Здесь никто никогда никого не читал!
 

К сожалению, Олег пил не только портвейн с молодыми поэтами, о чём я тоже мог бы вспомнить, но и более серьёзные напитки в нашем писательском Доме. Причём практически ежедневно. Особенно налёг он на спиртное в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, когда страна начала рушиться, а вместе с нею и литературная иерархия. Деньги стали дешевле, гонорары уменьшились, а заработок от переводных книг вскоре свёлся к полному нулю. Новые времена задели всех, кто не вписывался в новые экономические отношения.
Олег не вписывался. Он ещё гулял по своему тайному кольцу – от Пресни до Арбата и обратно, безнадёжно сбрасывая лишние килограммы. Сброшенное он вечером навёрстывал и дополнял водочными калориями... Начать новую жизнь было невозможно. Что-то предпринимала жена Наташа: затеяла газету «Кот и пёс». Но мир самого Олега Дмитриева беспощадно рухнул. Он был искренне советским человеком. Когда в декабре 1993 года Наташа вернулась домой, она нашла Олега лежащим на полу. Он был мёртв. Один из первых советских писателей, кто ушёл из жизни в постсоветские времена. Он никогда не «тянул» на свой возраст, выглядел молодым, был весел, умён и подвижен.
Он родился летом 1937 года в сибирском городе Омске, стал не просто москвичом, а московским поэтом и умер в пятьдесят шесть с половиной лет. В том давнем декабре смерть Олега прошла незамеченной. Его последние строки были опубликованы в газете «Кот и пёс», которую в день его смерти принесла Наташа: 

Небеса сменили знаки:
Наступает год Собаки,
И собаку в этот год
Первым поздравляет кот.
 

Строфа разошлась тиражом 200 тысяч экземпляров. Но эту публикацию он уже не увидел.

  

Сергей МНАЦАКАНЯН

Обсудить в группе Telegram

Сергей Мнацаканян

Родился в Москве 4 августа 1944 года.Член Союза... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Покуда бьются сердца

    04.07.2025
  • Символ славы

    04.07.2025
  • ЛГ-рейтинг

    04.07.2025
  • Стонет, плачет вдовушка – закипает кровушка

    03.07.2025
  • Птица

    03.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS