Другая цивилизация: мелодраматическое повествование длиною в двадцать один рассказ. – М.: Зебра Е, Альта-Принт, 2007. – 544 с.: ил.
26 мая Алексею Арбузову исполнилось бы сто лет. Не каждый удостаивается того, чтобы потомки помнили сотый день его рождения. День рождения автора «Тани», «Города на заре», «Иркутской истории» и помнят, и отмечают. И до сих пор спорят, кем он был… Неистовым подвижником? Трепетным романтиком? Толстокожим эгоистом? Тем, кто в поисках ответа на этот вопрос обратится к книге, написанной об Алексее Арбузове его сыном Кириллом, станет ясно, что в жёсткие рамки чёрно-белых определений этого человека втиснуть невозможно. Он для этого слишком противоречивая личность.
Да, сын, как говорится, лицо заинтересованное, но, надо отдать должное Кириллу Алексеевичу, он со всей доступной ему искренностью рассказывает о поступках отца, которые окружающие расценивали в лучшем случае как неблаговидные. Что ж, если пьесу надо судить по законам, которые установил для себя её автор, то жизнь самого автора справедливости ради стоит оценивать так же. Главных принципов у Арбузова, во всяком случае, по мнению его сына, было два: дело важнее всего на свете, в том числе и интересов близких, и жизнь должна быть праздником.
Он не хотел видеть трагических сторон жизни: ни разу не навестил смертельно больной матери, не ходил на похороны друзей и соратников. Как считает Арбузов-младший, не от душевной чёрствости, а в силу детской надежды убежать от смерти. И бытовых проблем он в упор не замечал: мог делать долги, роскошествовать в ресторанах и предоставлять жене решать возникающие из-за этого финансовые проблемы. Он вообще не воспринимал действительность, если она не вписывалась в его собственный, ему одному доступный мир. Одному из своих коллег он как-то в пылу полемического задора бросил: если нельзя писать правду, надо писать сказки. Он верил в идеи, которые исповедовал, а потому жил по правилам, к нам, нынешним, уже неприменимым. Кто останется в истории, каким останется, – решать не нам. Это прерогатива Времени.